типов. Интроверт видит все мало-мальски ценное для него в субъекте то же самое экстраверт видит в
объекте. Эта зависимость от объекта кажется интроверту знаком величайшей неполноценности, в то
время как для экстраверта озабоченность субъектом выглядит не чем иным, как инфантильным
аутоэротизмом. Отсюда и неудивительно, что оба типа часто вступают в конфликт. Это не мешает,
однако, большинству мужчин жениться на женщинах противоположного типа. Такие браки ценны в
смысле психологического симбиоза и могут длиться «вечно», если партнеры не пытаются найти
взаимное «психологическое» понимание. Но эта фаза понимания составляет нормальное развитие
любого брака при условии, что партнеры имеют необходимый досуг или потребность в развитии, хотя
даже при наличии обоих этих условий требуется известное мужество, поскольку существует риск
разрушения супружеского мира. При благоприятных обстоятельствах эта фаза в жизненной судьбе обоих
типов наступает автоматически, по причине того, что каждый тип является примером одностороннего
развития. Один развивает только внешние отношения и пренебрегает внутренними другой
развивается изнутри, а внешнее оставляет в застое. В определенное время у индивида возникает
потребность развить то, что пребывало у него в запустении. Развитие приобретает форму
дифференциации определенных функций, к которым я должен теперь перейти в обзоре их значения для
типологической проблемы.
Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда
различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление,
чувство, интуиция.
В ощущение я включаю все восприятие с помощью чувственных органов; под
мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических
заключений; чувство функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с
помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний.
Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне
достаточными, чтобы выразить и представить многочисленные виды сознательной ориентации. Для
полной ориентации все четыре функции должны сотрудничать на равных: мышление облегчает
познание и суждение, чувство говорит нам, в какой степени и как та или иная вещь является для нас
важной или не является таковой, ощущение должно передавать нам с помощью зрения, слуха, вкуса и т.
д. сведения о конкретной реальности, а интуиция позволяет нам угадывать скрытые возможности в
подоплеке происходящего, поскольку эти возможности также принадлежат целостной картине данной
ситуации.
В действительности, однако, эти базовые функции весьма редко или никогда не
дифференцируются единообразно и равно согласно нашему хотению. Как правило, одна или другая
функция занимает главное место, в то время как остальные остаются недифференцированными на
заднем плане. Таким образом, существует много людей, ограничивающих себя восприятием простой
конкретной реальности, без какого-то размышления о ней или принятия в расчет определенных
чувственных оценок. Их также весьма мало волнуют возможности, скрытые в ситуации. Таких людей я
описываю как ощущающие типы. Другие ориентированы исключительно тем, что думают, и попросту
не способны приспособиться к ситуации, которую они не могут понять интеллектуально. Таких людей я
называю мыслительными типами.
Третьи, в свою очередь, во всем руководствуются исключительно
чувством. Они просто спрашивают себя, приятна ли им та или иная вещь или неприятна, и
ориентируются по своим чувственным впечатлениям. Это чувствующие типы. Наконец, интуитивы не
обеспокоены ни идеями, ни чувственными реакциями, ни реальностью предметов, а целиком отдают
себя во власть соблазнительных возможностей и без сожаления оставляют те ситуации, в которых не
«чуют запаха» возможностей новых.
Каждый из этих типов представляет свой вид односторонности, тот вид, который усложнен
спецификой интровертной или экстравертной установки, с ним связанной. Именно из-за этой
усложненности я был вынужден упомянуть об этих функциях-типах, и это возвращает нас к вопросу об
односторонности интровертной и экстравертной установок. Эта односторонность могла бы приводить к
полной утрате психического равновесия, если бы не была скомпенсирована бессознательной
контрпозицией. Исследование бессознательного показывает, например, что наряду с сознательной
установкой интроверта существует бессознательная экстравертная установка, которая автоматически
компенсирует его сознательную односторонность.
|