мышление такого типа целенаправленно и контролируемо, но его чувство импульсивно,
неконтролируемо, легко поддается переменам настроения, иррационально, примитивно и в той же
степени архаично, что и чувства дикаря.
То же самое истинно и в отношении любой функции, подавленной в бессознательное. Она
остается неразвитой, сплавленной вместе с элементами, ей, по сути, не принадлежащими, в
архаическом состоянии, поскольку бессознательное в нас является остатком непобедимой природы,
точно так же как оно является матрицей-маткой нашего нерожденного будущего. Неразвитые функции
всегда оказываются зародышевыми, поэтому неудивительно, что иногда в течение жизни возникает
потребность в дополнении и изменении сознательной установки.
Отдельно от свойств, мной уже упомянутых, неразвитые функции обладают дополнительной
особенностью, заключающейся в том, что, когда сознательная установка интровертна, они
экстравертны, и наоборот. Следует поэтому ожидать обнаружения экстравертных чувств у
интровертного интеллектуала, что, возможно, как раз и было выражено таким типом, однажды
сказавшим: «До обеда я кантианец, но после обеда я ницшеанец». В своей привычной установке, на
которую указано, он интеллектуал, но при стимулирующем воздействии хорошего обеда волны
дионисийства прорывают его сознательную установку.
Как раз здесь мы встречаемся с огромной трудностью в диагностике типов. Наблюдатель видит
проявления обеих составляющих: сознательной установки и автономных явлений бессознательного. И
он оказывается в затруднении: что следует приписывать сознательному, а что бессознательному?
Различительный диагноз может быть основан только на внимательном изучении качеств наблюдаемого
материала. Мы должны пытаться обнаружить, какие явления возникают вследствие сознательно
выбранных мотивов, а какие оказываются спонтанными, и так же должно быть установлено, какие из
них адаптированы, а какие имеют неадаптированный архаический характер.
Теперь должно быть достаточно ясно, что сами качества главной сознательной функции, то есть
сознательной установки как целого, оказываются в жестком контрасте с качествами бессознательной
установки. Другими словами, мы можем сказать, что между сознательным и бессознательным обычно
существует противоположение. Это противоположение, однако, не воспринимается как конфликт до тех
пор, пока сознательная установка не слишком одностороння и не слишком отдалена от установки
бессознательной. Но если случится обратное, то кантианец будет неприятно удивлен своим
дионисийским двойником, у которого обнаружатся весьма неподобающие кантианцу импульсы. Его
сознание почувствует необходимость подавить эти автономные проявления, и, таким образом,
возникнет конфликтная ситуация. Тотчас же бессознательное войдет в активную оппозицию к
сознанию, оно попросту откажется быть подавленным. Верно, что некоторые обозначенные сознанием
проявления подавить не столь трудно, но тогда бессознательные импульсы попросту отыщут другие
отдушины, которые будет не так-то легко обнаружить. И поскольку эти фальшивые клапаны
безопасности открыты, человек уже находится на пути к неврозу. Косвенные выходы, конечно, могут
быть сделаны доступными пониманию путем анализа и уже затем подвергнуты вновь сознательному
подавлению. Но это не загасит их инстинктивного динамизма, а лишь отбросит еще дальше на задний
план, пока понимание непрямого маршрута, избранного бессознательными импульсами, не приведет с
собой понимание односторонности сознательной установки. Одно должно сменить другое, так как оно
прежде всего было не чем иным, как односторонностью, активировавшей бессознательную оппозицию;
и проникновение в бессознательные импульсы полезно лишь тогда, когда оно эффективно компенсирует
эту односторонность.
Изменение сознательной установки дело нелегкое, потому что любая привычная установка
является, в сущности, более или менее сознательным идеалом, освященным обычаем и исторической
традицией, и основана на материковой породе врожденного темперамента данного человека.
Сознательная установка по своей природе всегда является мировоззрением (Weltanschauung), если это не
религия в открытом виде. Это как раз то, что делает проблему типологии столь важной.
Противоположение (противостояние) между типами это не просто внешний конфликт между
людьми, но это источник бесконечных внутренних конфликтов, причина не только внешних споров и
неприязней, но и нервных болезней, и психического страдания. Кроме того, это тот самый факт,
который обязывает нас, врачей, постоянно расширять свой медицинский кругозор и включать в него не
|