Navigation bar
  Print document Start Previous page
 301 of 321 
Next page End  

только общие психологические точки зрения, но также и вопросы, связанные со взглядами на жизнь и
на мировые проблемы того или иного больного.
В рамках одной лекции я не могу, конечно, дать вам развернутую идею глубины и масштаба этих
проблем. Я должен довольствоваться общим изложением главных фактов и их приложений. Для более
полного уточнения всей проблемы я должен порекомендовать вам свою книгу «Психологические
типы».
Резюмируя, я бы хотел подчеркнуть, что каждая из двух общих установок, интроверсия и
экстраверсия, проявляет себя в индивиде особым образом, через преобладание одной из четырех
основных функций. Строго говоря, не существует чистых и неразложимых интровертов и экстравертов,
а есть только интровертные и экстравертные функциональные типы (функции-типы), такие как
мыслительные типы, ощущающие типы и так далее. Существует, таким образом, по крайней мере восемь
ясно различаемых типов. Очевидно, что можно при желании увеличить это число, если, скажем,
каждую из функций разложить на три подгруппы, что было бы возможным эмпирически. Можно,
например, легко разделить мышление на три хорошо известные формы: интуитивное и спекулятивное,
логическое и математическое, эмпирическое и позитивное. Сходные подгруппы могут быть образованы
и для других функций, например в случае интуиции, имеющей как интеллектуальный, так и
эмоциональный и сенсорный аспект. На этом уровне может быть образовано большое число типов,
каждое новое подразделение становится все возрастающе утонченным.
В завершение необходимо добавить, что я не рассматриваю классификацию типов согласно
интроверсии и экстраверсии и четырех базовых функций как единственно возможную. Любой другой
психологический критерий может служить не менее эффективно в качестве классификатора, хотя, на мой
взгляд, другие не обладают столь обширным практическим значением.
3. Психологическая теория типов
[Лекция, прочитанная на Конгрессе швейцарских психиатров (Цюрих, 1928) и опубликованная
как «Psychologische Typologies («Психологическая типология») в «Seelenprobleme der Gegenwart» (Zurich,
1931). При подготовке настоящей работы был использован (с изменениями) русский перевод с
немецкого, сделанный А. М. Боковиковым и опубликованный /134- С.90-110/] 
Характер — это сложившаяся устойчивая индивидуальная форма человеческого бытия. Поскольку
эта форма воплощает в себе как физическую, так и психическую природу, то общая характерология
представляет собой учение о признаках как физического, так и психического свойства. Необъяснимое
единство живого существа является причиной того, что физический признак есть не просто физический,
а психический — не есть просто психический. Неразрывность и целостность природы ничего не ведает
о тех несовместимостях и различиях, которые вынужден устанавливать человеческий разум, чтобы
суметь проложить дорогу к пониманию.
Различение тела и разума — это искусственная дихотомия, дискриминация, которая, несомненно,
в большей степени основывается на своеобразии познающего интеллекта, чем на природе вещей. В
действительности же взаимное проникновение телесных и психических признаков столь глубоко, что
по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах психического, но и
по психической специфике мы можем судить о соответствующих телесных формах. Последнее, конечно,
потребует от нас несравненно больших усилий, но, пожалуй, не из-за того, что психика оказывает
меньшее влияние на тело, чем тело на психику, а потому, что если начинать с психического, то нам
придется делать вывод по неизвестному об известном, тогда как в противном случае у нас есть
преимущество: ведь здесь мы можем отталкиваться от известного, то есть от видимого нами тела.
Вопреки психологической теории, которая якобы у нас сегодня существует, психическое все же намного
бесконечнее и темнее, чем видимая поверхность тела. Психическое по-прежнему является чужой,
неизведанной страной, из которой к нам поступают лишь косвенные известия, передаваемые через
подверженные всевозможным иллюзиям функции сознания.
Следовательно, более безопасным представляется путь от внешнего к внутреннему, от известного
к неизвестному, от тела к психике. Поэтому все попытки создания характерологии начинались снаружи.
Hosted by uCoz