причинам личного характера она никогда не публиковалась.) Пройдя через личный опыт конфронтации
с бессознательным, Юнг обогатил свой
аналитический опыт и создал новую систему аналитической
психотерапии и новую структуру психического.
В творческой судьбе Юнга определенную роль сыграли его «русские встречи», взаимоотношения
в разное время и по разным поводам с выходцами из России студентами, пациентами, врачами,
философами, издателями [Здесь мы не касаемся важной для нас темы возникновения, запрета и
нынешнего возрождения психоанализа в целом в России, так или иначе связанной с аналитической
концепцией Юнга. Сейчас в еще большей степени стало ясным, что вслед за Фрейдом Юнг был (и
остается) одной из наиболее ярких и влиятельных фигур, чьи работы и идеи, в них содержащиеся,
привлекали и продолжают привлекать внимание российского культурного читателя.]. Начало «русской
темы» можно отнести к концу первого десятилетия XX века, когда в числе участников
психоаналитического кружка в Цюрихе стали появляться студенты-медики из России. Имена некоторых
нам известны: Фаина Шалевская из Ростова-на-Дону (1907 г.), Эстер Аптекман (1911 г.), Татьяна
Розенталь из Петербурга (1901-1905, 1906-1911 гг.), Сабина Шпильрейн из Ростова-на-Дону (1905-
1911) и Макс Эйтингон. Все они впоследствии стали специалистами в области психоанализа. Татьяна
Розенталь вернулась в Петербург и в дальнейшем работала в Институте Мозга у Бехтерева в качестве
психоаналитика. Является автором малоизвестной работы «Страдание и творчество Достоевского». /11-
С.88-107/ В 1921 году в возрасте 36 лет покончила жизнь самоубийством. Уроженец Могилева, Макс
Эйтингон в 12 лет вместе с родителями переехал в Лейпциг, где затем изучал философию, прежде чем
ступить на медицинскую стезю. Он работал ассистентом Юнга в клинике Бурхгольцли и под его
руководством в 1909 году получил докторскую степень в Цюрихском университете. Другая «русская
девушка» Сабина Шпильрейн была пациенткой начинающего доктора Юнга (1904 г.), а впоследствии
сделалась его ученицей. Завершив образование в Цюрихе и получив степень доктора медицины,
Шпильрейн пережила мучительный разрыв с Юнгом, переехала в Вену и примкнула к
психоаналитическому кружку Фрейда. Некоторое время работала в клиниках Берлина и Женевы, у нее
начинал свой курс психоанализа известный впоследствии психолог Жан Пиаже. В 1923 году вернулась
в Россию. Она вошла в состав ведущих специалистов-психоаналитиков образованного в те годы в
Москве Государственного Психоаналитического института. Дальнейшая ее судьба сложилась весьма
трагично. После закрытия Психоаналитического института Сабина Николаевна переехала в Ростов-на-
Дону к родителям. Запрет на психоаналитическую деятельность, арест и гибель в застенках НКВД трех
братьев, и, наконец, смерть в Ростове, когда она вместе с двумя дочерьми разделила участь сотен евреев,
расстрелянных в местной синагоге немцами в декабре 1941 года. [Более подробно о С. Шпильрейн и
других /12; 13; 14/]
Вена и Цюрих издавна считались центрами передовой психиатрической мысли. Начало века
принесло им известность и в связи с клинической практикой соответственно Фрейда и Юнга, так что
ничего удивительного не было в том, что туда устремилось внимание тех русских клиницистов и
исследователей, которые искали новые средства лечения разнообразных психических расстройств и
стремились к более глубокому проникновению в человеческую психику. А некоторые из них специально
приезжали к ним на стажировку или для краткого ознакомления с психоаналитическими идеями.
В 1907-1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани,
Николай Осипов и Алексей Певницкий [Материал об их пребывании см. в журналах: Психотерапия
(1910. ¹3); Журнал неврологии и психиатрии (1908. Кн.6); Обозрение психиатрии, неврологии и
экспериментальной психологии (1911. ¹2).]. Из более поздних знакомств следует особо отметить
встречу с издателем Эмилием Метнером и философом Борисом Вышеславцевым. В период «стычки»
Юнга с бессознательным и работы над «Психологическими типами» Эмилий Карлович Метнер,
бежавший в Цюрих из воюющей Германии, оказался чуть ли не единственным собеседником,
способным к восприятию юнговских идей. (Юнг оставил пост президента Психоаналитической
ассоциации, а вместе с ним утратил и многие личные связи с коллегами.) Еще живя в России, Метнер
основал издательство «Мусагет» и выпускал философско-литературный журнал «Логос». По
свидетельству сына Юнга, психологическая поддержка со стороны Метнера имела большое значение
для отца [Устное сообщение А. Руткевича]. За границей Метнер страдал от частых резких шумов в ушах,
по поводу чего вначале обратился к венским фрейдистам. Те ничем помочь не смогли, кроме
|