выражению) представляло для Абеляра нечто большее: оно вносило твердый смысл, описывало общее,
идейное, мыслимое, воспринятое в вещах с помощью мышления. Универсальное жило в sermo и только
в нем. Теперь становится понятным, почему Абеляра внесли в число номиналистов, хотя это и было
совершенно несправедливо, ибо он полагал, что универсальное более действительно, нежели vox.
Надо думать, что Абеляру было нелегко изложить свой концептуализм, ибо изложение это
необходимо должно было состоять из противоречий. В одной из сохранившихся оксфордских рукописей
мы находим эпитафию на Абеляра, дающую, как мне кажется, прекрасное понятие о парадоксальности
его учения:
Он учил тому, что слова получают свой смысл от вещей,
И тому, что смысл слов определяет вещи;
Он исправлял заблуждения понятий рода и вида
И доказывал, что и родовые, и видовые понятия
суть лишь обороты речи.
Таким образом оказывается, что животное
и не животное понятие рода;
Поэтому человек и не человек вид.
Если мы стремимся найти выражение, опирающееся в принципе на какую-либо одну точку
зрения, в данном случае на точку зрения интеллектуальную, то все противополагаемое может быть
резюмировано не иначе, как в парадоксе. Не следует забывать, что разница между номинализмом и
реализмом в своей основе не только логически-интеллектуальная, но и психологическая и что она в
конечном итоге сводится к типически-различным психологическим установкам: как по отношению к
объекту, так и по отношению к идее. Если человек ориентирован на идею, то он и постигает, и
реагирует с точки зрения идеи. Если же человек ориентирован на объект, то он постигает и реагирует
под углом зрения своих ощущений. Для него все абстрактное имеет лишь второстепенное значение, и
все, что в вещах постигается мыслью, должно представляться ему не столь существенным, тогда как
человеку первого типа как раз наоборот. Человек, ориентированный на объект, конечно, будет
номиналистом «название не что иное, как звук пустой и дым» (Фауст), то есть до тех пор, пока он
не научился компенсировать свою ориентированную на объект установку. Когда же это случится, то он
если только он в этом горазд становится до крайности строгим логиком, которого в смысле
точности, методичности и сухости трудно превзойти. Идейно ориентированный человек уже по
природе своей логичен, поэтому он, в сущности, не может ни понять, ни оценить учебника логики.
Развивая в себе компенсацию своего типа, он становится, как мы видели на примере Тертуллиана,
человеком страстно преданным чувству, которое, однако, остается у него в заколдованном кругу идей.
Напротив того,
человек, ставший в силу компенсации логиком, остается со своим миром идей в
заколдованном кругу своих объектов.
Это рассуждение показывает нам теневую сторону в мышлении Абеляра. Его попытка
разрешения проблемы оказывается односторонней. Если бы противоположность между номинализмом
и реализмом являлась только логически-интеллектуальным вопросом, то трудно было бы понять,
почему же невозможна какая-либо иная конечная формулировка, кроме парадоксальной. Но дело в том,
что перед нами противоположность психологическая, поэтому односторонняя логически-
интеллектуальная формулировка должна неминуемо повести к парадоксу
sic et homo et nullus homo
species vocitatur. Логически-интеллектуальное выражение вообще не может дать нам даже в форме
sermo
ту среднюю формулу, которая в одинаковой степени могла бы по существу удовлетворить
требованиям двух противоположных психологических установок, и это по той причине, что такое
выражение считается исключительно с абстрактной стороной, вполне пренебрегая конкретной
действительностью.
Всякая логически-интеллектуальная формулировка как бы она ни была совершенна
отбрасывает объективное впечатление своей жизненности и непосредственности. Она должна сбросить
их, иначе она и вообще не могла бы стать формулировкой. Но тем самым утрачивается именно то, что
для экстравертной установки является самым существенным и ценным, а именно отнесенность к
|