Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 338 
Next page End  

в систематизации и обобщении. В исходном эмпирическом описании можно привести лишь
схематически представленные фактические свидетельства пространственно-предметной
структурированности мысли, все более определенно навязывающие себя в исследованиях по
педагогической, клинической и инженерной психологии даже вопреки общепринятым
теоретическим установкам. 
Из области педагогической психологии выборочно укажем на ряд демонстративных тенденций
и фактов. Первый круг эмпирических обобщений касается данных психологии обучения,
раскрывающих роль моделей в процессе овладения материалом различных учебных
дисциплин. Хотя эти данные относятся прежде всего к естественнонаучным и техническим
учебным предметам, они имеют общее принципиальное значение, поскольку всякое
подлинное, не только собственно творческое, но и просто осмысленное овладение объектом
изучения и понимание его существенных отношений предполагает мысленное
воспроизведение, т.е. построение работающей модели, если не воплощенной в материальной
технической схеме, то хотя бы идеальной. Цикл практически направленных и теоретически
содержательных исследований по научной организации учебного процесса, проведенных в
Новосибирском электротехническом, институте, содержит ряд фактически обоснованных
обобщений, имеющих прямое отношение к данному контексту эмпирического описания
компонентов пространственной структуры мысли. 
Эти обобщения относятся не только к общему пространственному полю (фону) или к его
дифференциальным элементам, но и к мыслительному отображению предметных фигур и
конфигураций отражаемых мыслью явлений и событий. Приведем этот ряд основных
схематических обобщений. 
1.
Применение метода моделей в процессе обучения существенно способствует
эффективности обучения и развитию мыслительных операций, умений и навыков. 
2.
Важнейшей частью психологического состава формирующихся в сознании учащихся
идеальных моделей являются образы отображаемых мыслью объектов. 
3.
Образы эти формируются и функционируют на разных уровнях обобщенности, от
максимально полных и конкретных до символически схематизированных и абстрактно-
фрагментарных. 
4.
Все образные компоненты моделей, относящиеся к разным уровням обобщенности,
отображают моделируемые связи и отношения прежде всего в форме
пространственновременных структур, являющихся наиболее общей формой
организации образа объекта. 
5.
Экспериментальный материал свидетельствует о большом влиянии оперирования
этими пространственно-временными структурами на общую продуктивность
мыслительных процессов (см. Корякин, Мещерякова, Жихарский, 1971; Мещерякова,
Меньшикова, 1975).
Другое направление прикладных исследований в области педагогической психологии,
материал которого содержит явные эмпирические свидетельства важнейшей роли
пространственных компонентов, связано с поисками адекватных методов оптимизации
обучения иностранному языку. Чрезвычайно демонстративные фактические данные,
говорящие об очень большом удельном весе образнопространственных компонентов мысли,
представлены в опыте обучения разговорному английскому языку методом решения
рисуночных задач (Таненбаум, 1969). Самый факт существенного влияния образного
сопровождения на эффективность обучения иностранному языку известен давно, но его
использование в соответствующих методиках страдает рядом недостатков. Как справедливо
отмечает Р. Ш. Таненбаум, сопровождение текста обычными картинкамииллюстрациями
вызывает многочисленные неопределенные и непредсказуемые мысли (там же). Автор
считает, что при таком обычном использовании наглядных компонентов учащийся, называя
картинку фразой, предлагаемой в учебнике, воплощает в языковой форме не внутреннюю
образно-пространственную структуру собственной мысли, а "повторяет чью-то навязанную ему
мысль" (там же). Для преодоления этого существенного дефекта Р. Ш. Таненбаум предлагает
Hosted by uCoz