методику рисуночных задач, представляющих образно-пространственное воплощение
внутренней структуры речемыслительных единиц.
Глубокое родство этого метода с приведенными выше данными о роли моделей при
овладении материалом различных учебных дисциплин сразу подчеркивается тем, что автор
ищет и находит структуру рисуночных задач, воплощающую "модели ситуаций, в которых
зарождается мысль, материализуясь затем в речи" (Таненбаум, 1970). Очень показательно,
что автор, руководствуясь в своем поиске не положениями логико-психологической теории
мышления, а практической необходимостью преодолеть многозначность, избыточность и
неопределенность метода обычных картинок-иллюстраций, в результате отбора предложил
способ построения рисунков, двух или трехкомпонентная структура которых представляет
пространственный эквивалент мыслительной операции сравнения, лежащего в основе логико-
грамматической структуры фразы, выражающей мысль-суждение.
Так, на рисунке 10 представлен образно-пространственный эквивалент суждения "этот ящик
черный", а на рисунке 11 суждения "этот ящик тяжелый".
Рисунок 10. "Этот ящик черный" Рисунок 11. "Этот ящик тяжелый"
На рисунках изображены отношения элементов ситуации, а решается задача путем
"считывания" этой структуры или перевода ее в символическую форму изучаемого
иностранного языка. Суть метода состоит, таким образом, в обучении не переводу с родного
языка на иностранный, а прямому переводу с воплощенной в картинке пространственной
структуры отношений в символическую форму выражения этих отношений на
соответствующем иностранном языке. Именно это приводит к прямому формированию мысли
на этом языке. Высокая эффективность и быстрота овладения иностранным языком методом
рисуночных задач служат фактическим свидетельством наличия и большого удельного веса
пространственных компонентов мысли, относящихся к воспроизведению фигур или
конфигураций мыслительно отображаемых предметных событий.
По своему психологическому смыслу к этим фактам, представляющим "экстракт" опыта
педагогической психологии, непосредственно примыкают материалы, воплощающие в себе
богатый и разносторонний опыт другой, не менее жизненно важной прикладной области,
смежной и частично пересекающейся с педагогической психологией, психологии творчества
(художественного, научного и технического). Что касается роли пространственно-временных
компонентов мыслительных процессов в художественном творчестве в сфере
изобразительного и актерского искусства, то она общеизвестна, вполне очевидна и не требует
комментариев уже хотя бы по той простой причине, что объективированный в художественном
образе конечный продукт изобразительной или сценической деятельности воплощен в
статически-пространственной структуре живописного или динамически-пространственной
структуре сценического изображения.
В контексте данного эмпирического описания пространственно-временных компонентов
мыслительных процессов гораздо больший интерес, естественно, представляют жизненные
факты, демонстрирующие роль этих структурных компонентов в художественном мышлении,
|