объективированные результаты которого выражены не в образно-пространственной, а в
символической, языковой форме, поскольку здесь функция этих пространственных
компонентов скрыта под феноменологической поверхностью речевого воплощения. Обширный
эмпирический материал, относящийся к структуре литературных способностей и таланта и
вообще к психологии литературного творчества, отчетливо демонстрирует необходимую роль
образнопространственных структурных компонентов в процессе создания литературного
произведения. Об этом свидетельствуют как прямые показания многих крупнейших
художников слова, так и эмпирические обобщения исследований по психологии
художественного творчества.
Предельно четко основной смысл прямых свидетельств писателей о фундаментальной роли
образнопространственных структур в их литературном творчестве выражен, например, в
ремарке Ч. Диккенса: "Я не сочиняю содержания книги, но вижу его и записываю" (Лапшин,
1922) или в словах А. Сент-Экзюпери (1964): "Учиться нужно не писать, а видеть. Писать это
следствие". Большой материал жизненных наблюдений и эмпирических обобщений,
касающихся взаимодействия различных компонентов структуры художественного таланта
вообще и литературного в частности, а также прямой анализ соотношения рисунков с текстом
рукописей литературных произведений, например А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,
позволил В. Л. Дранкову сформулировать вывод об опорной роли образно-пространственных
компонентов мысли при создании литературного произведения. Показательным
свидетельством эмпирического и логического родства этого вывода с аналогичными данными
о роли моделей в процессе обучения является подкрепленное анализом всех видов
художественных способностей положение В. Л. Дранкова (1973) об идеальном моделировании
как о важнейшем компоненте художественного мышления, необходимом способе создания
художественного образа и важнейшем факторе структуры художественного таланта.
Очень близки к этим эмпирическим заключениям и выводы, относящиеся к психологическим
предпосылкам продуктивности научного мышления, и прежде всего и это главное в данном
контексте к роли его образнопространственных компонентов как важнейшего фактора
творческого потенциала. В оригинальном исследовании, суммирующем и обобщающем
большой материал тонких и глубоких наблюдений в области психологии математического
творчества, Ж. Адамар проводит ряд прямых аналогий между основными эмпирическими
особенностями и закономерностями художественного и научного творчества. Так, ссылаясь на
очень сходные наблюдения Моцарта, Энгра и Родена, общий смысл которых, пожалуй,
наиболее полно и точно выражен в словах Моцарта о важнейшем творческом этапе охвата
произведения "единым взором, как хорошей картины", Ж. Адамар говорит о наличии и роли
аналогичного психологического механизма и в процессе математического творчества.
Указывая на то, что математическое исследование принуждает его строить аналогичную
пространственную схему, автор объясняет, что механизм такого типа для понимания
доказательства необходим "для того, чтобы единым взглядом охватить все элементы
рассуждения, чтобы их объединить в одно целое наконец, чтобы достичь... синтеза"
(Адамар, 1970). В этой краткой словесной формуле четко выражена творческая функция
симультанно-пространственных схем математической мысли: в них воплощается синтетически
целостная модель всей понятийной системы, охватывающей теоретический замысел. Ж.
Адамар приводит множество других наблюдений и выводов, имеющих такой же общий
психологический смысл. В частности, например, он сообщает о результатах проведенного Т.
Рибо опроса математиков, многие из которых указывали, что "всегда нуждаются в
"геометрическом представлении", "построении", даже если они его рассматривают как простую
"функцию" (там же).
Ко всем этим наблюдениям и обобщениям опыта художественного и научного творчества
непосредственно примыкают аналогичные эмпирические заключения, относящиеся к области
творчества технического.
Общепризнанным и одним из наиболее общих эмпирических выводов большинства
исследований технического интеллекта является положение о фундаментальной роли
|