III.
Сочетание пространственно-структурных и символически-операционных компонентов
мысли в феномене понимания. Экспериментальные факты и следующие из них
эмпирические выводы, близкие к положениям К. Дункера, но вместе с тем
характеризующие органическую связь понимания не только с целостными
пространственноструктурными, но и с символически-операционными компонентами
мысли, содержатся в исследованиях М. Вертгеймера (1988). Изучая продуктивное
мышление, М. Вертгеймер поставил перед собой задачу выяснить специфику
мыслительных актов у детей, обучающихся решению задач на определение площади
параллелограмма. Испытуемым сообщалось аналитическое выражение для вычисления
площади S=b на корень из (a-c)(a+c), сопровождаемое изображением параллелограмма
и представлением геометрического значения символов, входящих в указанную формулу
(рис. 12). Испытуемые усваивали необходимую для решения последовательность
операций с этими величинами, запоминали и могли распространить ее на
параллелограммы разных размеров. Последовательно производя эти действия,
испытуемые получали правильные ответы.
Рисунок 12.
Сопоставление площадей параллелограмма и прямоугольника в задаче на
понимание
Однако, несмотря на возможность получать правильные ответы при помощи данного
метода, М. Вертгеймер указывает на его крайнюю искусственность, эмпирически
выраженную в том принципиальном факте, что испытуемые, последовательно применяя
заданный алгоритм и получая ответ, не понимают, что они делают. На вопрос о том,
могут ли они доказать правильность полученного результата, испытуемые, решившие
задачу, не могут ответить. Таким образом, в этих условиях и процесс решения, и его
результат, несмотря на их формальную адекватность, лежат вне пределов понимания.
Осмысленности здесь нет ни на промежуточных фазах, ни на конечном этапе. Иначе
говоря, суждение, выражающее ответ, не будучи понятым именно как правильное
решение, не является здесь мыслью в ее специфическом психологическом качестве.
Если, однако, использование этой формулы площади параллелограмма
непосредственно следует за обучением определению площади прямоугольника, то
некоторые испытуемые начинают сопоставлять обе задачи. И в тот момент, когда,
говоря словами К. Дункера, наступает "синтетическое обнаружение" того факта, что на
одном конце не хватает как раз того, что выступает на другом, и что если выступающую
часть перенести на другой конец, то получится обычный прямоугольник, возникает
понимание. М. Вертгеймер связывает его с "уяснением структуры". В чем же все-таки
заключается самый феномен понимания в этих условиях? Каков его конкретный
психологический состав?
Сопоставляя параллелограмм с соответствующим прямоугольником (см. рис. 12),
испытуемые обнаруживают, что величина b выражает основание прямоугольника,
полученного путем перестановки левого скошенного конца направо, а величина корня из
|