отсутствующие элементы которого достраиваются, исходя из принципов его гештальт-
структуры. На этом же до-мыслительном уровне находится и перцептивный поиск
отсутствующей информации и даже элементарное манипулирование образами, занимающее,
правда, промежуточное положение между образным и мыслительным познанием, но не
достигающее мыслительного уровня в его специфических качествах.
Исходным пунктом специфически мыслительного пути преодоления информационного
дефицита стимульной ситуации является вопрос. Эмпирическое существо психического
феномена, выражаемого этим термином, заключается не в самом объективном факте наличия
дефицита информации, а в субъективно-психологическом факте наличия информации об этом
дефиците. Вопрос есть психическое отображение нераскрытости, непредставленности тех
предметных отношений, на выяснение которых направлен весь последующий мыслительный
процесс. Именно в таком качестве информации о ее дефиците и вместе с тем обобщенной
информации о типе непредставленных предметных отношений (что? где? когда? как?),
которые составят содержание мысли как результата мыслительного процесса, вопрос и
является исходным пунктом развертывания этого процесса.
Всякий вопрос составляет отправной пункт мыслительного процесса, поскольку суждение как
результат и универсальная единица этого процесса всегда есть ответ на актуальный или
потенциальный вопрос ("Это произошло вчера" и т.д.). Однако в разных вопросах степень этой
пусковой, векторизующей функции по отношению к последующему процессу выражена по-
разному. Хотя суждения "сейчас двенадцать часов" или "человек стоит на улице"
представляют пусть элементарную, но уже мыслительную структурную единицу (перцептивное
суждение), в вопросах "Который сейчас час? " или "Где стоит человек? ", ответы на которые
представлены в приведенных суждениях, пусковая, векторизующая функция собственно
мыслительной активности представлена в минимальной степени, как и во всяком другом
вопросе, ответ на который может быть получен путем стереотипного действия или акта
"наведения справки". Этим, повидимому, и отличается вопрос как более общая форма
информации об информационном дефиците от "проблемы". Не всякий вопрос составляет
проблему. Проблемный же характер вопроса, при котором пусковая, векторизующая функция
этой исходной фазы выражена гораздо более явно, заключается, как можно думать, не просто
в факте нераскрытости соответствующих отношений, а в факте их непонятности. Здесь, в
исходном пункте мыслительного процесса отсутствует понимание отношений важнейшая
характеристика мысли как результата этого процесса.
Такое информационное выражение нераскрытости и непонятности предметных отношений
самим фактом информации о соответствующем информационном дефиците ставит задачу, но
уже не в обобщенном, распространяющемся и на перцептивные уровни, а в собственном
смысле этого термина, т.е. задачу как специфически мыслительный феномен, составляющий
начальную фазу мыслительного процесса, направленного на устранение этого дефицита и тем
самым представляющего собой ее решение. В этом состоит сущность распространенной
трактовки процесса мышления именно как решения задач. Самая же задача описывается и
определяется в экспериментальной психологии как "знаковая модель проблемной ситуации"
(Фридман, 1963).
То обстоятельство, что эта модель проблемной ситуации является именно знаковой, не
случайно по отношению к эмпирическому существу исходной фазы мыслительного процесса, а
выражает природу начального этапа. Дело в том, что проблема, воплощенная в задаче,
представляет собой не просто информацию об объективной стимульной ситуации. Сама по
себе информационная модель проблемной ситуации может быть представлена и на
перцептивном уровне, и тогда она воплощает в себе задачу не в собственно мыслительном, а
в обобщенном смысле этого термина ("перцептивную задачу"). Специфика же задачи как
собственно мыслительного феномена состоит, как упоминалось, в том, что в ней
представлена не только информация о проблемной ситуации, но и информация о дефиците
информации об определенных предметных отношениях в этой проблемной ситуации. И если
психическая модель этой ситуации может быть представлена предметными психическими
|