Но если вопрос или задача, представляя собой символическую модель искомого, но
неизвестного или непонятного предметного компонента или отношения в проблемной
ситуации и указывая на тип этого искомого отношения (где? когда? как?), задает направление
поиска и тем самым ограничивает его область, то следующая фаза процесса должна быть уже
шагом в заданном направлении. И первый, следующий за вопросом, как стартом мысли, шаг
этого поиска, естественно, состоит в переборе возможных вариантов искомого отношения.
Вариант, который по определенным обобщенным критериям, воплощающим опыт субъекта,
оценивается по степени его вероятности, выступает как гипотеза.
Если выдвижение и перебор гипотез представляет следующий за вопросом или задачей
"крупный блок" актуально развертывающегося мыслительного процесса перебора возможных
вариантов искомого элемента или отношения, реализующий выдвижение гипотезы, включает в
себя оценку вероятности каждого из вариантов или степени его близости к искомой
недостающей информации, то по существу уже сама эта оценка, происходящая на фазе
выдвижения гипотезы, содержит ее предварительную проверку. Если, однако, таких
гипотетических вариантов искомого отношения, близких по вероятности и тем самым
труднодифференцируемых, оказывается несколько, проверка гипотез, начавшаяся уже на
фазе их выдвижения, перерастает в самостоятельную фазу, так и обозначаемую в
экспериментальной психологии как фаза проверки гипотезы.
Существенный вопрос, который в рамках данного эмпирического описания динамики основных
фаз мыслительного процесса может быть только поставлен и пока остается открытым,
заключается в том, по каким конкретным структурно-динамическим критериям оценивается
вероятность перебираемых вариантов. Речь идет именно о структурно-динамических
критериях, имеющих, конечно, свой статистический эквивалент, но не являющихся собственно
статистическими, поскольку ведь мыслительный процесс в его обычном, более общем, случае
не ведет числового счета вероятностей. Каковы бы ни были эти критерии проверки гипотез,
включающие и практическое действие, она завершается последней фазой данного
конкретного процессуального акта получением ответа на поставленный вопрос или решения
поставленной задачи. "Когда эта проверка заканчивается, пишет С. Л. Рубинштейн (1988),
мыслительный процесс приходит к завершающей фазе к окончательному в пределах
данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое
в нем решение проблемы". Важно подчеркнуть, что если вопрос как начальная фаза процесса
в своей предельно лаконичной форме может быть выражен одним словом (где? когда? как?
почему?), то ответ, представленный именно суждением, имеет своим языковым эквивалентом
законченное предложение, воплощающее речевую структурную единицу мысли в качестве
результата мыслительного процесса. Если начальная фаза, выраженная вопросом или
задачей, воплощает нераскрытость или непонятность искомого предметного отношения, то
завершающая фаза ответ или решение, выраженные суждением именно как структурной
единицей результата этого процесса, характеризуются феноменом понимания.
Мыслительные операции
Описание основных фаз мыслительного процесса отвечает на вопрос о том, какие
последовательные изменения происходят при его динамике и каковы промежуточные
результаты поиска искомой недостающей информации, т.е. что меняется в самой добываемой
в этом процессе мыслительной информации. Следующий эмпирический вопрос это вопрос о
том, как эти изменения происходят, при помощи каких конкретных средств осуществляется
поиск и как достигается сначала промежуточный, а затем и окончательный в пределах данной
задачи результат. Фактический материал экспериментальной и прикладной психологии
содержит вполне определенный ответ на этот вопрос исходный информационный дефицит
преодолевается, и задача поэтапно решается путем осуществления мыслительных операций.
К числу основных мыслительных операций относятся:
1.
Сравнение, вскрывающее отношения сходства и различия между соотносимыми
объектами.
|