концептуального моста между уровнями, которая была использована при реализации попыток
перехода через психофизиологическое сечение и через образно-мыслительную границу.
Как и в предшествующих случаях, эта стратегия использует метод генетических срезов,
дающий возможность исследовать особенности более общего и более элементарного уровня
в условиях, когда он не осложнен еще зрелой формой надстраивающейся над ним более
сложной структуры, подчиняющей нижележащий уровень своему трансформирующему и
регулирующему воздействию. Исходя из этого, ближайший шаг анализа требует описания
перечня основных эмпирических характеристик, располагающихся по обе стороны границы,
разделяющей допонятийное и понятийное мышление; затем последует поиск тех
дополнительных ограничений к общему принципу организации мышления, которые
определяют структурную специфичность высшей формы по сравнению с нижележащей, и,
наконец, попытка представить характеристики описанного двойного перечня в качестве
следствий из предполагаемых различий в закономерностях организации допонятийной и
понятийной мысли.
Допонятийный и понятийный уровни мышления
Пограничная линия, разделяющая допонятийную и понятийную мысль, отличается от рубежа
между мыслительным и до-мыслительным познанием тем, что она находится внутри сферы
мыслительных процессов. Имеется достаточно близкая аналогия эмпирико-теоретических
ситуаций, складывающихся на различных "территориях" психической реальности
соответственно у их внешних и внутренних рубежей. Так, экспериментальный материал,
касающийся различий между сенсорными и перцептивными образами, разделенными
"пограничной полосой", расположенной внутри образного уровня познавательных процессов,
гораздо полнее и глубже разработан, чем массив фактов, относящихся к дифференциации
простейших ощущений как "первых сигналов" и сигналов чисто нервных, отделенных друг от
друга внешней границей всей психической сферы.
Подобным же образом вопрос об эмпирических различиях между допонятийным и понятийным
уровнями мыслительных процессов разработан в экспериментальной психологии мышления
значительно обстоятельнее, чем это сделано в отношении дифференциации основных
свойств мыслительных и до-мыслительных процессов, отделенных друг от друга внешней
границей всей сферы мышления. Поэтому в данном случае нет необходимости подробно
обосновывать, переосмысливать и систематизировать разрозненный фактический материал,
что было неизбежно при составлении перечня общих характеристик мышления. Здесь есть
возможность в качестве эмпирического основания дальнейшего теоретического поиска
привести лишь парный схематический перечень главных характеристик, располагающихся по
обе стороны рубежа, отделяющего уровни допонятийного и понятийного мышления,
сопроводив его ссылками на литературу и некоторыми краткими дополнениями, подобно тому
как это было сделано в отношении списка эмпирических характеристик вторичных образов
(схема 10).
Эгоцентризм допонятийного мышления
I
Перецентрация и интеллектуальная
децентрация в понятийном мышлении
Несогласованность объема и содержания в
предпонятийных структурах
II
Понятийные структуры как собственно
логические классы, в которых
согласованы содержание и объем
|