Трансдуктивный характер связи
предпонятийных структур
III
Индуктивно-дедуктивный характер связи
понятийных структур
Синкретизм и преобладание соединительных
конструкций в допонятийном мышлении
IV
Иерархизованность и преобладание
конструкций подчинения в понятийном
мышлении
Несогласованность инвариантных и
вариативных компонентов в предпонятийных
структурах
V
Адекватное соотношение инвариантных
и вариативных компонентов в
понятийных структурах
Неполнота обратимости операций в
допонятийном мышлении
VI
Сформированность ансамблей
обратимых операций в понятийном
мышлении
Нечувствительность к логическому
противоречию и к переносному смыслу как
выражение дефектов понимания
VII
Высший уровень и полнота понимания в
понятийном интеллекте
Схема 10. Перечень основных эмпирических характеристик
допонятийного и понятийного мышления
Приведем в последовательном порядке некоторые дополнения, обоснования и в отдельных
случаях необходимую минимальную конкретизацию характеристик, входящих в этот перечень,
лежащий в основании дальнейшего теоретического поиска.
I.
Эгоцентризм в паре с интеллектуальной децентрацией не случайно занимают первое
место в этом списке. Хорошо известно, что Ж. Пиаже считал именно эгоцентризм тем
основным свойством допонятийного интеллекта, из которого как следствия вытекают
все другие его основные особенности. И это имеет свои серьезные основания,
поскольку эгоцентризм воплощает в себе все те главные не преодоленные еще мыслью
дефициты и проявления субъективности, которые обусловлены ограничениями в такой
исходной характеристике мышления, как его пространственно-временная структура,
выраженная здесь относительно жесткой фиксированностью системы отсчета.
Эгоцентризм допонятийного мышления заключается именно в естественной и
неизбежной на этой ступени развития органической связи отображаемых мыслью
отношений с той координатной системой, начало которой фиксировано в самом
субъекте. Преобразование системы отсчета, составляющее самую сущность
отображения разных возможных координатных систем, здесь еще отсутствует. Именно
поэтому сам субъект, как носитель (а в некоторых случаях и партнер) отображаемых
отношений, находясь в нулевой точке системы отсчета, по существу не попадает в
сферу отражения.
Эгоцентризм, вопреки его распространенной чисто житейской оценке, состоит не в
обращенности мысли на ее носителя, а, наоборот, в выпадении последнего из сферы
отображения. Отсюда вытекают кажущиеся парадоксальными ответы ребенка на
известный тест А. Бине о числе братьев в семье. Именно себя, как известно, в это число
ребенок, находящийся на стадии допонятийного интеллекта, как раз и не включает. И
здесь, в эгоцентризме детской мысли, эта фиксированность начала координат и
|