потому что жарко). Такое отождествление существенного с вариативным и случайным
неизбежно влечет за собой искажение объективных связей. Поэтому синкретизм
органически связан с субъективизмом допонятийного интеллекта. "Синкретизм и есть,
пишет Ж. Пиаже, выражение этой постоянной ассимиляции всего с субъективными
схемами и глобальными схемами, которые потому и глобальны, что не приноровлены.
Синкретизм пронизывает, таким образом, всю мысль ребенка" (там же). Очень
показательным с точки зрения органической слитности символически-словесных и
пространственнопредметных компонентов мысли во всех ее конкретных
характеристиках является тот, подчеркнутый Ж. Пиаже эмпирический факт, что
выраженная в синкретизме глобальная целостность предметных гештальтов, в которой
существенное и случайное не разведены анализом и не соотнесены адекватным
синтезом, в области речевых компонентов дополняется господством соположения, или
соединительной конструкции. Последняя заключается в том, что объекты в языке, как и
в предметных компонентах мысли, оказываются просто расположенными один около
другого (см. там же). На противоположной стороне рубежа, разделяющего
предпонятийное и собственно понятийное мышление, преодоление дефицита
аналитического расчленения и синтетического сочетания общих и частных,
существенных и случайных компонентов мысли влечет за собой иерархическую
соотнесенность ее пространственно-предметных психических структур, которая в
области речевой формы понятийной мысли дополняется господством конструкций
подчинения. Таким образом, синкретизму психических структур, относящихся к
пространственно-предметному языку мышления, в понятийном интеллекте противостоит
их иерархизованность, а в области речи как второго, символически-операторного языка
мышления господству соположения, или соединительной конструкции, противостоит
доминирование конструкций подчинения. В той же мере, в какой синкретизм и
соположение через трансдукцию и несогласованность содержания и объема связаны с
ограниченностью эгоцентрической системы координат, иерархизованность и господство
подчиняющих конструкций через индуктивно-дедуктивный строй понятийной мысли и
адекватную координацию содержания и объема связаны с интеллектуальной
децентрацией.
V.
Указанная выше сквозная связь пары "эгоцентризм децентрация" со всеми
рассмотренными выше характеристиками эмпирического перечня распространяется и
на следующую пару, представляющую соотношение инвариантных и вариативных
компонентов в предпонятийной и в собственно понятийной структурах. Неразведенность
общих и частных, существенных и случайных элементов в структуре предпонятий
неизбежно влечет за собой и неадекватность соотношения ее инвариантных и
вариативных компонентов, т.е. недостаточную полноту ее инвариантности.
Инвариантность мыслительных психических структур является интеллектуальным
аналогом перцептивной инвариантности, выраженной свойством константности. Мера и
диапазон инвариантности мыслительных структур соответственно составляют аналоги
меры и диапазона перцептивной константности. Существенное отличие мыслительной
инвариантности от перцептивной константности состоит, однако, прежде всего в том,
что постоянство свойств объекта, составляющих содержание перцепта и в той или иной
мере инвариантно им отображаемых, лежит на чувственной поверхности и поэтому
непосредственно определяется устойчивой целостностью объекта-раздражителя,
который воздействует на анализатор (таковы, например, свойства величины, формы,
кривизны, цвета и т.д.). Что же касается мыслительного отражения свойств объекта, то
именно потому, что оно предполагает межъязыковой перевод, требующий
преобразования структуры для раскрытия соотношений между ее элементами,
постоянство, или инвариантность, опосредствованно отображаемых мыслью свойств
скрыто под фигуративной поверхностью. Поэтому инвариантность соответствующих
компонентов в предпонятийных (или понятийных) мыслительных структурах возможна,
по-видимому, лишь благодаря каким-то специфическим ограничениям степеней
свободы в соотношениях элементов самих структур, не вытекающим уже из прямого
контакта с отображаемым объектом (как это происходит при восприятии). Но именно в
силу этого опосредствованного и скрытого характера инвариантности мыслительных
|