ведет к серьезным теоретическим и эмпирическим недоразумениям и существенно тормозит и
прогресс науки о психике, и теоретически осмысленный прогресс художественного познания и
выбора адекватных его форм и средств. Разведение жанров, возможностей и задач
художественного и научного познания природы психики и психического субъекта особенно
актуально именно по отношению к проблеме эмоций, которые самой своей специфической
непосредственной сущностью провоцируют отождествление форм изображения
эмоциональных состояний с их концептуальным теоретико-экспериментальным анализом.
Здесь необходимо со всей возможной настойчивостью подчеркнуть, что психологическая
теория эмоций, вопреки их живой, конкретной сущности и их явной, так сказать,
антиабстрактности, должна оперировать не изображениями эмоциональных состояний, а
абстрактными концептами, без чего собственно научная теория в принципе невозможна.
Соответственно этому важнейшей первоочередной задачей построения научно-
психологической теории эмоций является расчленение и только затем соотнесение
содержащихся в структуре эмоциональной единицы элементов внешнего и внутреннего опыта,
экстроспекции и интроспекции, когнитивных компонентов и компонентов, представляющих
собой отражение состояний телесного и психического носителей, вычленение структуры
интермодальных и бимодальных ассоциаций между элементами структурной формулы
эмоций.
В проблеме соотношения внешнего и внутреннего опыта важнейшей первоочередной задачей,
как уже было упомянуто, является раскрытие производного характера интроспекции по
отношению к экстроспекции и внутреннего опыта по отношению к опыту внешнему.
Произведенный выше анализ психофизиологических и психосоматических механизмов
эмоциональных процессов в связи с вопросом о соотношении интро и экстроспекции и
внутреннего и внешнего опыта как раз и представляет собой шаг по пути раскрытия именно
производного характера интроспекции по отношению к экстроспекции и внутреннего
эмоционального опыта по отношению к опыту внешнему.
Рассмотренные в данной главе специальные вопросы, имеющие принципиальное значение
для построения психологической теории эмоций и важные для ряда вопросов последующего
продвижения, представляют собой ответвления от магистральной линии анализа, к которой
сейчас необходимо вернуться и задача которой найти в структуре эмоций универсальные
характеристики и признаки, объединяющие эмоциональные процессы с процессами Других
классов психологической триады. Это возвращает нас, таким образом, к поиску родовых
свойств психических процессов и их видовых модификаций, представленных в картине
двухкомпонентной структуры эмоционального гештальта. Чтобы решить эту задачу,
необходимо прежде всего выявить эмпирические характеристики эмоциональных процессов,
как это было сделано применительно к процессам когнитивным в предшествующих главах
монографии. Речь идет о составлении перечня эмпирических характеристик эмоциональных
процессов и о последующей их теоретической интерпретации. Очередной шаг по пути
решения этой задачи представлен в следующей главе.
Глава 17
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
|