Поскольку, однако, временные характеристики длительности и ритмизованности так или иначе
постоянно входят в орбиту экспериментальных исследований слухового восприятия и
эмоциональных процессов, здесь особенно важно подчеркнуть, что в описаниях В. Вундта
речь идет не о длительности и ритме как характеристиках физического времени, в котором
протекают эмоциональные процессы, и не о характеристике ритма как физического параметра
самого по себе звукового ряда, а о характеристиках длительности и ритмизованности
психического времени, т.е. времени отраженного, когнитивно-эмоционального, переживаемого.
Такой вывод непосредственно следует из того, что В. Вундт анализирует слуховой ряд и
связанные с ним чувства удовольствия и неудовольствия именно в условиях схватываемости
или удерживаемости симультанной непрерывно-целостной структуры этого временного ряда,
включающего в себя ощущения, представления и соответствующий им чувственный тон
удовольствия или неудовольствия, напряжения или разряда, возбуждения или успокоения.
Очень существенно для общего контекста настоящего исследования подчеркнуть и тот важный
момент, что восприятие ритма В. Вундт связывает с восприятием движения и далее
показывает, что с восприятием ритма, в свою очередь, связана когнитивно-эмоциональная
организация мелодии: "Открывая ритм прежде всего в наших движениях, мы и самый ритм
называем движением, продолжающимся со строго определенной мерою, но в сравнении с
первичным чувством движения наше ухо отличается гораздо большей способностью
восприятия ритмического движения. На слух мы можем отличать как явственные части такта
такие промежутки времени, которые не могут быть выражены в наших внешних движениях по
своей краткости. С другой стороны, бывают ритмы со столь медленным движением, что
развитие последнего также не может быть представлено движениями нашего тела. Когда
вместе с тем с изменениями интенсивности изменяется и качество звука, то этим дается
основание мелодии. Мелодическое движение, всегда заключающееся в пределах движения
ритмического, может принадлежать или к области постоянного, или к области переменного
звукового сродства" (Вундт, 1880, с. 589).
Таким образом, воспринятые движение, ритм и мелодия входят во внутреннюю организацию
эмоциональнокогнитивного времени. Тот факт, что у В. Вундта речь идет именно об
эмоционально-когнитивном, а не о физическом времени, демонстративно подчеркивается
следующим описанием: "В момент, непосредственно следующий за одним ударом, ожидание
направляется на следующий удар и, пока он действительно не наступит, все время
возрастает. В момент же нового удара маятника это напряженное ожидание сменяется
чувством исполнения ожидания, затем весь процесс повторяется снова. Если ритм в силу
ударения различной степени становится сложнее, то усложняются соответствующим образом
и эти субъективные процессы, причем переплетаются друг с другом многие подобные
процессы ожидания и исполнения" (Вундт, 1912, с. 50).
И далее В. Вундт ясно показывает, что с изменением скорости ударов ощущения напряжения
и разряда, возбуждения и успокоения существенно перестраиваются. Так, при средней
скорости ударов чувствования удовольствия, напряжения и разряда появляются в
органической взаимосвязи друг с другом как состояния сознания, правильно чередующиеся
вместе с ритмическими впечатлениями (см. там же). Если же увеличить длительность
интервала до 2,5-3 секунд, то напряженность ожидания увеличивается и у какой-то границы
становится даже мучительной, а чувство удовольствия при исполнении соответствующего
ожидания существенно ослабевает. "Таким образом, пишет В. Вундт, чувствование
удовольствия переходит здесь в чувствование неудовольствия" (там же). С другой стороны,
если уменьшить интервал между ударами метронома до 0,5-0,25 секунды, то характер
эмоциональных компонентов слухового восприятия существенно изменяется: напряженность
ожидания, естественно, резко уменьшается, но появляется чувство резкого возбуждения, к
которому, по словам В. Вундта, присоединяется живое чувство неудовольствия. И в этом
месте достаточно строгое описание простых экспериментальных фактов В. Вундт перемежает
апелляцией к аналогичным жизненным ситуациям, где чувство возбужденности, вызванное
резким увеличением скорости эмоционального процесса, переживается в более сложной
форме: "Это чувствование хорошо известно нам из повседневной жизни даже в наиболее
|