Navigation bar
  Print document Start Previous page
 211 of 338 
Next page End  

выявляющая исходный характер психического времени по отношению к организации
психического пространства, достаточно универсальна. 
Завершая описание временных и пространственных характеристик структуры эмоциональных
явлений, нужно отметить, что основная направленность экспериментальной проверки
используемых в данной монографии теоретических положений о природе эмоций продолжает
ту эмпирическую линию (поскольку пока речь идет об описании фактов), которая была
представлена в работах В. Вундта, Л. Клягеса, М. Пулвера, Х. Лундхольм, Г. Вернера, Р.
Арнхейма и других. Разные исследователи применяли разные методические приемы, изучали
разные эмоциональные состояния, но все так или иначе приходили к выводу, что временные и
пространственные характеристики – необходимый признак внутренней структуры
эмоциональных состояний и что исходной в структуре эмоциональных единиц является
временная организация, на основе которой формируются пространственные синтезы. Эти
основные эмпирические выводы можно считать подтвержденными достаточно широким
массивом экспериментальных и жизненных фактов. 
Модальность эмоциональных процессов
Как и в области эмпирического исследования и описания временно-пространственной
структуры эмоциональных процессов, изучение и описание их модальных характеристик также
по существу начинается с В. Вундта, а затем резко перемещается из лабораторной
экспериментальной психологии в область психологии прикладной, а 
В. Вундт, как мы уже упоминали, связывал сенсорные источники ритмической организации
эмоциональных процессов с ощущениями кинестетической модальности. Эту связь он
констатировал, анализируя временные характеристики чувства удовольствия и
неудовольствия. Но помимо этого у В. Вундта имеется специальное описание органической
взаимосвязи эмоциональных процессов с сенсорными образами по существу всех
модальностей (Вундт, 1880). Зависимость чувства от качества ощущения особенно явственно
проступает в тех модальностях, где, по словам В. Вундта, чувственный тон почти совершенно
поглощает все остальные составные части ощущения (см. том же). К таким модальностям В.
Вундт относит ощущения органические, а из экстерорецептивных модальностей –
осязательные, обонятельные и вкусовые. 
В связи с анализом модальных компонентов ощущений интерорецептивной модальности и их
роли в общей организации эмоциональных процессов В. Вундт делает очень существенное
указание на то, что в рецепторных аппаратах ощущений органической модальности нет
приспособлений для точного восприятия градаций соответствующих сенсорно-эмоциональных
структур, но такие приспособления есть в рецепторных аппаратах сенсорных образований
всех высших экстерорецептивных модальностей. Это обстоятельство существенно потому,
что, отражая ориентированность психики главным образом на внешнюю реальность, оно
вместе с тем указывает на бедность средств языка интерорецептивных модальных
компонентов в противоположность модальностям экстерорецептивным, которые в силу их
большего количественного и качественного разнообразия оказываются более адекватным
средством для воплощения всего многообразия динамики чувств и настроений различного
уровня организации. 
Исходя из этих соотношений, В. Вундт подробно описывает слуховые и зрительные
модальные характеристики соответствующих эмоциональных процессов. Прежде всего он
указывает на особую роль слуховой модальности в организации эмоциональных процессов.
Это существенное обстоятельство (до сих пор еще, к сожалению, далеко не полностью
оцененное по достоинству) имеет принципиальное значение, поскольку есть основания
полагать, что именно с ним связана эмоциогенная роль музыки, музыкального звукоряда. В.
Вундт указывает на особенно интимную связь чувств со звуковысотными и тембровыми
сенсорными модальными характеристиками, и хотя описывает их в контексте анализа
физических чувств, он тем не менее делает здесь принципиальное указание на то
Hosted by uCoz