обстоятельство, что элементарные чувственные компоненты, связанные со звуковысотными и
тембровыми различиями, не ограничиваются только этим уровнем, а входят в состав сложных
душевных движений как элементарный фактор.
Иначе говоря, В. Вундт ясно понимал, что эти исходные модальные характеристики относятся
не только к элементарным чувствам удовольствия и неудовольствия, а являются
универсальными, проходят сквозь всю иерархию эмоциональных процессов, включая высшие
чувства. Именно исходя из этого, В. Вундт дает свое описание связи тонов различной высоты с
различными эмоциональными состояниями человека. Очень поучительно, что в этом
контексте В. Вундт охарактеризовал различные эмоциогенные возможности разных
музыкальных инструментов в зависимости от звуковысотной организации производимых ими
звуков. Не менее поучительно, что свой интересный и подробный анализ цветовых модальных
характеристик эмоциональных процессов В. Вундт начинает с проницательного замечания
Г+те о том, что смотрящий через цветное стекло человек как бы отождествляет себя с цветом,
и его глаз и дух настраиваются в унисон.
Последующее описание В. Вундтом различных цветовых характеристик соответствующих
эмоциональных состояний по существу предвосхищает все дальнейшее развитие приемов
цветового тестирования эмоций. Производя очень конструктивное сопоставление
цветотоновых и звуковысотных консонансов и диссонансов как модальных воплощений
соответствующих эмоциональных состояний, В. Вундт указывает на одно чрезвычайно
принципиальное обстоятельство. Различие физических основ эмоциогенного, эстетического
действия цветов и звуков определяется, по мысли В. Вундта, тем, что "...ухо соединяет
впечатления в одно общее ощущение... Глаз же как пространственное чувство оставляет
существовать друг подле друга одновременно данные ощущения" (1880). Эта
пространственная симультанность зрительных модальных компонентов эмоций в отличие от
временной сукцессивности слуховых компонентов обусловливает, повидимому, то важное
обстоятельство, что, хотя зрительная модальность значительно уступает слуховой по
эмоциогенности, она благодаря своей пространственной стабильности и симультанной
данности цветотоновых различий обеспечивает существенно большие возможности цветового
тестирования эмоциональных состояний по сравнению со звуковысотным.
Именно в область методики, техники и теории тестирования эмоциональных состояний,
связанную с запросами психологии личности, клинической психологии и психологии искусства,
переместился после В. Вундта центр тяжести исследований модальных характеристик эмоций.
Не останавливаясь здесь на промежуточных послевундтовских этапах развития проблемы
модальных компонентов эмоции, связанных с такими вехами, как тесты Роршаха (Rorshach,
1951), Т. Обанаи и Т. Мацуока (Obonai, Matsuoka, 1956), Пфистера и Г. Фрилинга (Frieling,
1968), М. Люшера (Luscher, 1974), перейдем к краткому описанию феноменов и основных
экспериментальных результатов исследований, непосредственная цель которых проверить
теоретические положения, лежащие в основе настоящего исследования, и найти
пространственно-временные и модальноинтенсивностные характеристики, составляющие
родовые признаки психических явлений в тех их видовых модификациях, которые характерны
именно для природы эмоций. Здесь мы кратко укажем на результаты экспериментального
исследования А. М. Эткинда (1979), а также упоминавшейся работы А. И. Берзницкаса (1980).
Для исследования цветовых модальных воплощений соответствующих эмоциональных
состояний А. М. Эткинд использовал цветовой тест Люшера и дифференциальную шкалу
эмоций Изарда, представляющую собой набор эмоциональных терминов, сгруппированных на
основе факторного анализа в 9 факторов, интерпретируемых Изардом как 9 основных эмоций:
интерес. радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, страх и утомление. В каждую из
основных эмоций (факторов) включается три более частных. Таким образом, в шкалу Изарда
входит 27 эмоций. Основные, важные для настоящего контекста результаты этого
исследования сводятся к следующему:
1. Получена матрица сопряженности 8 цветов теста Люшера и 9 эмоциональных факторов
Изарда (табл. 4), в которой представлены частоты ассоциаций данного цвета с любой из трех
|