описании как исходных параметров простейших физических чувств, так и характеристик
высших душевных движений. К тем эмпирическим констатациям В. Вундта, которые
приводились выше, добавим здесь следующее. Анализируя связь характера душевного
движения и его телесного проявления от силы вызвавшего их впечатления, В. Вундт делает
заключение, что "...уже из этого видно, что психологический источник душевных движений есть
процесс апперцепции" (1880). Таким образом, и здесь констатируется наличие когнитивного
компонента эмоции и компонента, воплощающего в себе отношение носителя эмоции к ее
объекту.
Взятое в самом общем виде эмпирическое описание двухкомпонентности эмоций по существу
включает в себя всю многообразную совокупность фактов, выражающих двойную
детерминацию эмоций, с одной стороны, потребностями субъекта, которые определяют
характер его отношения к предмету эмоций, а с другой формами и уровнями психического
отражения объекта эмоции. К первой группе фактов относятся все феномены, выражающие
зависимость соответствующей эмоции от потребности, с удовлетворением или
неудовлетворением которой данная эмоция связана, и от интенсивности этой потребности. Ко
второй группе фактов принадлежат все психологические феномены, выражающие
зависимость соответствующей эмоции от формы и уровня ее когнитивного компонента. Сюда
относятся, например, характеристики чувственного тона ощущений, восприятий и
представлений, связанные с их модальностью, пространственно-временной структурой и
интенсивностью. Сюда же относятся особенности интеллектуальных эмоций, когнитивные
компоненты которых воплощены в мыслительных процессах разных форм и уровней
организации, а также те феномены и характеристики эстетических и нравственных
переживаний, в которых выражена их зависимость от формы психического отражения
соответствующих объектов. Иными словами, сюда относятся все те эмпирические
характеристики эмоций, которые заключают в себе многообразные и различные частные
модификации их общего свойства, со времен Спинозы называемого предметностью.
Опуская здесь рассмотрение всех этих многочисленных и многосторонне описанных фактов
обеих групп, остановимся на тех проявлениях двухкомпонентности, которые имеют ближайшее
отношение к общему контексту настоящего исследования. Если описанные выше первичные
характеристики являются действительно исходными по отношению к двухкомпонентности, то
во временнопространственной структуре, модальности и интенсивности эмоций должна
проявиться двухкомпонентность как их производная характеристика. И наоборот: в феноменах
двухкомпонентности должны получить свое выражение пространственно-временные и
модально-интенсивностные характеристики, частные модификации которых образуют эту
двухкомпонентность как характеристику производную.
Обратимся снова к тройке исходных характеристик эмоциональных процессов. Хотя ее
описание было начато с временных параметров (в силу их корневой, исходной природы),
понятно, что в одномерной структуре временного ряда трудно ожидать явных проявлений
искомой двухкомпонентности. Надежды здесь можно возлагать, повидимому, главным образом
на изучение соотношений фона и фигуры во временной структуре мелодии как
экстериоризованной модели эмоций, и это ставит экспериментальную задачу дальнейших
исследований эмоциональных процессов. В противоположность этому естественно ожидать
проявлений двухкомпонентности в пространственных эквивалентах эмоциональных явлений в
силу их трех или минимум двухмерности и замкнутого симультанного характера.
И действительно, уже в экспериментальном исследовании М. Винтерер, продолжающем, как
упоминалось, исходную вундтовскую линию, автором было обращено внимание на то, что в
рисунках заметно отчленяются компоненты, относящиеся к внешнему объекту эмоции, с одной
стороны, и к внутреннему миру субъекта с другой. Это получает свое отчетливое
пространственное выражение в соотношении центрального ядра рисунка с его периферией и
соответственно в соотношении выраженных в рисунке направлений вовне и вовнутрь
(Winterer, 1936). Эти первые эмпирические обобщения тем более отчетливо свидетельствуют
о наличии здесь проявлений двухкомпонентности эмоций, что автор специально не
|