преследовал цели выявить ее. Вместе с тем в этих обобщениях обнаруживаются те же
тенденции, которые в последующем были выявлены в исследованиях Ф. Вексельман и А.
Берзницкаса, уже специально направленных на поиск этих характеристик и их проявлений.
В подавляющем большинстве рисунков испытуемых явным образом проявляется
расчлененность на центральное, срединное ядро и периферию. Такой характер
расчлененности естественно поддается описанию в терминах соотношения периферийного
фона и центральной фигуры в целостной пространственной композиции. Адекватность того,
что центральное образование мы относим к эквиваленту состояний самого субъекта, а
периферийные, фоновые компоненты к объективации отображения внешней реальности
(при условии, однако, что в структуре переживания части эти могут меняться местами, как и в
ситуации перцептивных соотношений фона и фигуры), подтверждается выражением явной
направленности некоторых эмоциональных состояний вовнутрь, на себя, а других, открытых
по отношению к объективной реальности, к объекту эмоции вовне (см. рис. 27-32).
Очень показательно, что в вундтовских описаниях эмоциональных состояний, содержавших,
как уже упоминалось, положение об их двухкомпонентности, но не сформулированных В.
Вундтом в терминах соотношения фона и фигуры, содержатся, однако, указания на то, что в
ряде случаев субъективный компонент эмоции может поглощать ее объективные составные
части, а в других способствовать их большей полноте, точности адекватности. Таким
образом, в других терминах здесь фактически было в первоначальном варианте
сформулировано эмпирическое обобщение, содержащее в себе разные варианты фигурно-
фоновых отношений в общей двухкомпонентной структуре эмоции.
Что касается проявлений двухкомпонентности во временных характеристиках эмоциональных
состояний, то, хотя это составляет экспериментальную задачу будущих исследований, уже
сейчас, вероятно, есть достаточные основания сделать следующее заключение: в той мере, в
какой верно положение, что музыкальный образ представляет собою экстериоризованную
модель временной структуры эмоционального состояния, верно, по-видимому, и то, что в
структуре музыкального произведения в разных вариантах содержатся компоненты,
воспроизводящие характеристики объекта эмоции, рисующие картину внешней реальности.
Вместе с тем в нем содержатся компоненты, временная структура которых выражает именно
внутреннее состояние субъекта, его отношение к внешним явлениям, воплощающим в себе
объекты эмоций. Проверка и конкретизация этих положений, однако, также, безусловно,
является делом последующих эмпирических и теоретических исследований природы эмоций.
Если теперь обратиться к поиску проявлений двухкомпонентности в области модальных
характеристик эмоциональных явлений, то эмпирические описания, начиная с вундтовских,
содержат экспериментальные свидетельства того, что практически все модальности
представлены в феноменологической картине эмоционального явления. Поэтому есть
основания говорить об их полимодальности. Однако в рамках этой полимодальности с
достаточной определенностью проступает картина полярности или бимодальности состава
модальных компонентов эмоционального явления. На одном полюсе этой бимодальной
структуры представлены проприо и интерорецептивная модальности, на другом полюсе
разные формы модальностей экстерорецептивных: тактильных, слуховых и зрительных по
преимуществу.
Не требует, очевидно, специальных комментариев положение о том, что первый полюс
естественным образом относится к компоненту эмоциональной структуры, воплощающему в
себе разные уровни состояний субъекта, а второй полюс экстерорецептивных модальностей
столь же явно относится к воспроизведению характеристик объекта эмоции и соответственно
к когнитивному компоненту эмоциональной структуры. Не случайным, а, наоборот, достаточно
типичным для развития экспериментальнотеоретической психологии является то
обстоятельство, что эти полюса оказались в ходе их изучения отчлененными друг от друга и
даже друг друга маскирующими. Доминирование полюса и проприо и в особенности
интерорецептивных модальностей за счет оттеснения модальностей экстерорецептивных
|