Navigation bar
  Print document Start Previous page
 221 of 338 
Next page End  

Другим объективным и вместе с тем интроспективным выражением противоположности знаков
эмоций является наличие нейтрального диапазона, связывающего и одновременно
разделяющего отрицательные и положительные состояния, плюсы и минусы. 
В той мере, в какой двузначность является действительно производной характеристикой
эмоциональных явлений, в ее эмпирических описаниях неизбежно должны быть обнаружены
модификации первичных характеристик: пространственновременной структуры, модальности и
интенсивности, как это имеет место в картине двухкомпонентности структуры эмоционального
явления. 
Если, однако, в двухкомпонентности эмоционального явления исходная временная
характеристика в силу ее одномерности скрыта и замаскирована, то в двузначности
существенно легче могут быть обнаружены "следы" такой одномерной линейной структуры,
поскольку двузначности соответствует двойная направленность, а направление по своей
природе является величиной линейной. Не случайно поэтому уже в вундтовских описаниях
временных характеристик эмоций, полученных в его опытах с метрономом, содержится
указание на зависимость знака чувственного тона соответствующего ощущения от скорости
ударов маятника и от величины интервалов между ними. При отклонении скорости ударов
маятника от средней величины как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения чувство
удовольствия начинает сменяться чувством неудовольствия, что, по мнению В. Вундта (1912),
связано с изменяющимся характером и напряженностью ожидания, т.е. опять-таки с
временной организацией соответствующего переживания. В. Вундт пытался соотнести знак
эмоции с характером ее временной организации не только по отношению к элементарному
уровню физических чувств, но и при анализе эмоций высшего уровня. 
После В. Вундта эта линия анализа временной организации эмоций и ее проявления, в
частности, в двузначности последних существенно ослабевает и даже прерывается. В
настоящее же время ее продолжают те исследователи, которые приходят к необходимости
выявить временную организацию эмоций, скрытую за их пространственными эквивалентами,
получающими, в частности, свое выражение в пиктографических и линеографических
объективациях. В упоминавшемся исследовании А. И. Берзницкаса сделана попытка связать
различия знаков эмоции с разными особенностями их ритмической организации, которая,
получая различное выражение в пространственных структурах пиктограмм, тем не менее
явным образом коренится в природе психического, в данном случае эмоционального, времени.
Таким образом, возврат к временным характеристикам опосредствован здесь изучением
пространственных эквивалентов, в которых проявления двузначности легче поддаются
обнаружению. 
И действительно, уже в экспериментальном исследовании М. Винтерер показано, что
пиктограммы положительных и отрицательных эмоций пространственно организованы
поразному, что выражается по преимуществу в разном соотношении компонентов
изображаемой эмоции. Изображения положительных эмоций отличаются большей
расчлененностью, пространственной раскрытостью и направленностью вовне и вверх. В
исследовании аффективного тона линий, произведенном Х. Лундхольм, также показано, что
между линейными объективациями положительных и отрицательных эмоций имеется
различие, выраженное разным соотношением острых углов в общей структуре линий. Так,
отрицательному чувственному тону соответствует доминирование острых углов (Lundholm,
1912). В экспериментальных исследованиях, цель которых – эмпирически проверить
теоретические положения настоящей монографии, также изучаются различия
пространственных эквивалентов противоположных по знаку эмоций. Такие данные в разных
сочетаниях содержатся в работах М. В. Осориной, Ф. М. Вексельман и А. И. Берзницкаса. В
работах М. В. Осориной, например, показано, что положительному чувственному тону
соответствует плавность пространственных объективаций соответствующей эмоции, а
отрицательному тону, как и в экспериментах Х. Лундхольм, отвечает явно выраженная
угловатость пространственных линейных объективаций. В продолжающем эту
экспериментально-теоретическую линию исследовании Ф. М. Вексельман показано, что
Hosted by uCoz