становится в поведенческом акте психически отраженным, переживаемым побуждением,
которое, однако, в общем случае может и не осознаваться. Каков же психологический состав
мотива в этом общем случае, когда побуждение психически отображается, т.е. переживается,
но от осмысливания и вообще от сознания может быть "свободным"?
Поскольку мотив в общем случае это непосредственно отображаемое побуждение,
психологический процессуальный состав мотивационных компонентов акта психической
регуляции действий может быть воплощен именно в процессах, в которых непосредственно
психически отражаются состояния носителя психики, инициирующие поведенческий акт. Суть
того психического явления, которое именно переживается как мотив (в отличие от мыслимого
мотива), как раз и заключается в непосредственном психическом отображении
соответствующих состоянии носителя. Такое непосредственное психическое отображение
состояний носителя представлено только двумя психическими процессами
интерорецептивными ощущениями и эмоциями. Таким образом, подъем мотива на
психический уровень есть превращение неощущаемого побуждения в ощущаемое (или
чувствуемое) и тем самым есть переход через пороговую границу действительно уже в прямом
психофизическом смысле этого понятия. На уровне непосредственного отображения целевые
компоненты психической регуляции действия могут быть представлены сенсорными и
перцептивными образами объектов, находящихся в сенсорно-перцептивном поле и
составляющих конечный результат осуществляемого действия, а также эмоциональным
предвосхищением этого результата, которое в соответствии с законом "сдвига мотива на цель"
само становится целью действия (как, например, в опытах Олдса, в которых животное
нажимает на педаль, запускающую раздражение "центров удовольствия"). Но целевые
компоненты психического регулирования могут быть представлены также психическими
процессами, выходящими за рамки только непосредственного психического отображения, и
поэтому имеют более сложный и разноуровневый процессуальный состав.
Между непосредственным, т.е. сенсорно-перцептивным, и опосредствованным, т.е.
речемыслительным, процессуальным составом целеобразующих компонентов психических
регуляторов деятельности располагаются их мнемические компоненты. Последние воплощены
во вторичных образах, или представлениях результата действия, которые здесь, однако,
сдвинуты по оси времени и, будучи воспроизведением прошлых воздействий, являются
вместе с тем предвосхищением их повторения, т. е. отнесены здесь к будущему. Обратимость
психического времени, выраженная единством памяти и антиципации, превращает образ
прошлого в образ будущего, воплощающий в себе представление о цели действия,
реализующее программирование и регуляцию соответствующего акта. За мнемическим
составом целевых психических гештальтов следуют собственно мыслительные структуры. В
них отображаются не только будущие результаты приспособительных действий,
воспроизводящих ситуации, которые встречались в прошлом опыте, но и результаты
собственно преобразующих действий, создающих новые, не встречавшиеся в прошлом
объекты. В этом случае целевой гештальт не просто сдвинутое по оси психического времени
воспроизведение первичных образов, а результат предварительного мысленного
преобразования объектов, реализуемого системой мыслительных операций с оперативными
единицами мысли. Эти психические структуры операндов мысли, воплощающие в себе
целевые гештальты, могут относиться к самым разным уровням мыслительных процессов: к
общемыслительным паттернам, в которых элементами суждения являются еще первичные и
вторичные образы, к промежуточным, переходным формам предпонятийных суждений и,
наконец, на высшем уровне к иерархизованным концептуальным образованиям,
прогнозирующим результат действия. Если речь идет не об отдельных действиях, а о более
крупных блоках интегральной структуры деятельности, относящихся к ориентации на дальнюю
перспективу, то процессуальный состав целеобразующих гештальтов, программирующих и
регулирующих эти крупные отрезки деятельности, может быть воплощен в целостной
разноуровневой системе когнитивных образований, содержащих итоги интегральной работы
интеллекта. Все эти разноуровневые парциальные и интегральные когнитивные компоненты
процессуального состава целевых гештальтов дополняются соответствующим
|