Очень симптоматично, что Поль Фресс, описывая соотношения этих переменных в контексте
анализа эмоций, связывает общий характер закономерностей, сформулированных Йерксом и
Додсоном, не просто со структурой самих эмоций, а именно с регуляцией поведения.
Комментируя представленные соотношения, он пишет, что в случае трудной задачи оптимум
достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует мотивации
сильной. "Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений
поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах" (Фресс, 1975). Если принять
во внимание универсальность этого вывода, полученного Иерксом и Додсоном, как уже
упоминалось, на представителях разных стадий эволюции, а затем многосторонне и
многократно подкрепленного в различных, в том числе современных экспериментальных
исследованиях, то можно предположить, что за соотношением этих трех переменных
скрываются отношения трех членов структурной формулы регуляционно-волевых процессов,
т.е. мотивационно-субъектного, когнитивнообъектного и собственно исполнительного
компонентов (в последнем получает свое выражение общая продуктивность акта).
Обоснованность такого предположения подкрепляется не только законом Йеркса-Додсона, но
и следующими эмпирическими обобщениями. Первое из них относится не ко всей иерархии
регуляционных процессов, а преимущественно к личностному уровню и касается
исследований уровня притязаний. Эти исследования выявили соотношение таких трех
переменных регуляционных процессов, как желаемый результат, ожидаемый результат и
качественная оценка фактического исполнения, переживаемая как успех или неудача (в
зависимости от уровня притязаний) (Нюттен, 1975).
Представляется, что соотнесенность желаемого результата с субъектно-мотивационным
компонентом, результата ожидаемого с компонентом когнитивно-предметным, а оценки
фактических результатов с отражением исполнительного компонента общей структуры
процесса психической регуляции является еще более определенной, чем в описанных выше
соотношениях трех переменных в законе Йеркса-Додсона. Общий же качественный
эмпирический смысл обоих обобщений раскрывает очертания одной и той же структуры этих
процессов.
Наконец, еще одно эмпирическое обобщение, полученное на совершенно иных теоретико-
концептуальных основаниях и совершенно другими методами, относится к исследованиям Н.
А. Бернштейна (1947). Общую структуру всей иерархической системы уровней построения
движений и действий Н. А. Бернштейн описывает на примере одного и того же человеческого
движения, совершаемого, однако, на самых разных уровнях. Так, можно описать круг рукой в
воздухе, выполняя гимнастическое упражнение или хореографическое движение. Таким же
движением руки можно срисовывать круг, находящийся в поле зрения, или обводить
карандашом вытесненный или нарисованный на бумаге круг. Можно, далее, совершать
аналогичное круговое движение, распутывая узел. И можно, наконец, доказывая
геометрическую теорему, изобразить на доске круг, являющийся составной частью чертежа,
применяемого при доказательстве: "Все это будут круги или их более или менее близкие
подобия, но тем не менее во всех перечисленных примерах их центрально-нервные корни,
их... уровни построения будут совершенно разными. Во всех упомянутых вариантах мы
встретимся и с различиями в механике движения, в его внешней
пространственнодинамической картине и, что еще более важно, с глубокими различиями
координационных механизмов, определяющих эти движения" (Бернштейн, 1947, с. 35).
Ссылаясь на чрезвычайно демонстративный опыт восстановительной терапии движений,
осуществленный А. Н. Леонтьевым и А. В. Запорожцем (Леонтьев, Запорожец, 1945), Н. А.
Бернштейн указывает на то, что в зависимости от различных уровней построения одного и
того же движения эффекты такой терапии и диапазоны восстановления оказываются
существенно разными. Это доказательно свидетельствует о разноуровневости
психофизиологической организации и регуляции одного и того же двигательного эффекта.
Далее Н. А. Бернштейн сначала схематически, а затем и конкретно описывает различия
предметной структуры тех психических программ, по которым строится и регулируется одно
|