Navigation bar
  Print document Start Previous page
 236 of 338 
Next page End  

итожено своей конечной структуре (но не по уровням построения) движение. В описании,
таким образом, совершенно явно представлены, во-первых, когнитивно-объектные
компоненты общей структуры психической регуляции, выраженные в разноуровневых
предметных программах (или в разных уровнях афферентации, как их обозначает Н. А.
Бернштейн, связывая, однако, эти уровни афферентации с разными формами их именно
психической организации). Эти компоненты обозначаются Н. А. Бернштейном как soil wert, т.е.
как то, что должно быть построено. Вовторых, здесь явно представлен тот компонент общей
структуры процесса построения движения и его регуляции, который воплощает в себе
психическое отражение фактического хода исполнения. Вслед за немецкими авторами Н. А.
Бернштейн обозначает его как ist wert, т.е. то, что фактически осуществляется. 
Однако здесь имеется и третий компонент общего состава, который в фактическом описании
Н. А. Бернштейна представлен в существенно более редуцированной форме, а иногда и скрыт
вовсе, но тем не менее явно проступает в самой природе описываемого материала.
Достаточно даже бегло сопоставить различные программы, по которым строится круговое
движение (от гимнастического упражнения до зарисовки круга в процессе доказательства
теоремы), чтобы сразу бросилось в глаза явное различие субъектно-мотивационных
компонентов построения движения и регуляции этого акта, осуществляемого на разных
уровнях. Наличие этого третьего компонента, редуцированное и скрытое в конкретных
описаниях, проступает, однако, с большой определенностью в итоговых эмпирических
обобщениях Н. А. Бернштейна. Так, он пишет, что когда преподаватель математики
изображает круг на доске, "...ведущим моментом является не столько воспроизведение
геометрической формы круга (как было бы, если на кафедре вместо учителя математики
находился бы учитель рисования), сколько полу условное изображение соотношений рисуемой
окружности с другими элементами математического чертежа. Искажение правильной формы
круга не нарушит замысла автора и не пробудит в его моторике никаких коррекционных
импульсов, которые, наоборот, немедленно возникли бы в этой же ситуации у учителя
рисования" (Бернштейн, 1947, с. 36). 
Такие коррекционные импульсы побуждаются и пробуждаются не только предметными, но и
собственно мотивационными компонентами регуляции. 
Таким образом, и в этом эмпирическом обобщении на совершенно иных по сравнению с
вышеизложенными эмпирико-теоретических основаниях представлены те же три главных
компонента структуры процессов психической регуляции, хотя с различной степенью полноты
и конкретности их описания. То обстоятельство, что субъектно-мотивационный компонент,
существенно менее ясный по своей внутренней структуре и, кроме того, исследуемый
преимущественно в контексте психологии личности, представлен в работе Н. А. Бернштейна в
наиболее редуцированной форме, естественно определяется задачами физиологического
анализа закономерностей построения движений и действий. Вместе с тем по отношению к
предметно-когнитивным компонентам программ психической регуляции деятельности
подобные эмпирические результаты исследований Н. А. Бернштейна позволяют подвергнуть
строго объективной проверке полученные нами выводы об эмпирических характеристиках
психических процессов, регулирующих деятельность, и, с другой стороны, выявить
эмпирические характеристики этих процессов, взятых в их специфическом качестве программ
психического регулирования. 
Исходя из всех указанных оснований, приводимый ниже перечень конкретных эмпирических
характеристик психической регуляции включает в себя главным образом характеристики ее
когнитивно-предметных компонентов (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко, 1959; Веккер, 1964;
1963). Что же касается ее субъектно-мотивационных компонентов, то, не имея по указанным
выше причинам возможности свести их эмпирические характеристики в конкретный перечень,
мы будем в дальнейшем кратком анализе исходить только из тех их универсальных
общепсихологических особенностей, которые проявляются в их общей трехкомпонентной
структурной формуле и относятся ко всей иерархии процессов психической регуляции
деятельности. 
Hosted by uCoz