свою очередь, выполняет далее существенную функцию построения более высоких уровней
организации сенсорноперцептивного пространства.
Рассмотрение этого относительного, взаимного перемещения объекта и рецепторной
поверхности анализатора привело анализ в сферу тех состояний непосредственного
взаимодействия носителя психики с объектами психического отражения, которые, как было
показано, только и могут служить адекватной физической основой и тем исходным
материалом, из которого формируются соответствующие простейшие формы
сенсорноперцептивной психической информации. По самому своему существу эта связь
пространственно-временной структуры сенсорно-перцептивных процессов с процессами
психического отражения движения предполагает и органически включает в себя равномерное,
симметричное рассмотрение пространственных и временных компонентов сенсорных
процессов и сенсорных структур. Если анализ здесь и может несколько отклониться от этой
симметричности и сместить акценты в сторону одного из двух основных компонентов
пространственно-временной структуры, то по логике дела это смещение должно было бы быть
произведено в сторону преобладания именно временных компонентов отражения движения и
изменяющегося взаимодействия носителя психики с объектом. Именно временные
компоненты теснее всего связаны с изменением состояния взаимодействия и именно поэтому
они составляют исходную генетическую основу формирования пространственных
характеристик ощущений и восприятий. Эта исходная генетическая роль временных
компонентов в процессе организации симультаннопространственных сенсорных и
перцептивных гештальтов была ясно подчеркнута в соответствующих разделах монографии
(см. также Веккер, 1974, ч. 2., гл. 2). Там было показано, что симультанно-пространственный
характер сенсорной психической структуры как парциального метрического инварианта,
адекватно воспроизводящего метрику фона и затем соответствующую локализацию на нем
объекта-раздражителя, не является изначальным. Изначальная симультанность неизбежным
образом оставляла бы сенсорный гештальт только в пределах метрики самого носителя
психического отображения и никак не могла бы обеспечить возможность довести в
определенных диапазонах это инвариантное воспроизведение до конгруэнтности объекту.
Конгруэнтность сенсорно-перцептивного гештальта объекту является результатом
симультанирования сукцессивных компонентов процесса отражения движения, т.е. она
является эффектом преобразования сукцессивного временного ряда в симультанную
пространственную структуру сенсорного гештальта.
Таким образом, в объективной логике изложения исходная генетическая и функциональная
роль специфики сенсорного времени по отношению к специфике сенсорного пространства,
казалось бы, должна была быть адекватно представленной. Однако фактически в нашем
анализе явно преобладало исследование специфики пространственных, а не временных
компонентов сенсорной структуры, хотя ее пространственные компоненты симультанируются и
организуются на основе временных. Временные компоненты были рассмотрены лишь по
аналогии с пространственными и в качестве предпосылки последних, предпосылки, на основе
которой только и могут быть поняты парадоксальные особенности пространственной
структуры сенсорных образов. Временные компоненты сенсорных гештальтов были
представлены как инвариантная форма воспроизведения и оценки временной
последовательности и временной длительности. Последовательность была представлена как
топология времени, а длительность, соответственно, как его метрика, которая
воспроизводится в инвариантной форме в восприятии длительности так называемых
нейтральных интервалов.
По аналогии с инвариантными формами воспроизведения пространственной метрики как
расстояния между двумя точками пространства, нейтральный интервал был представлен как
статическая фиксация расстояния между двумя моментами времени. Отсюда он был на
достаточных основаниях истолкован как временной метрический инвариант, аналогичный
пространственному метрическому инварианту. Такая вполне законная аналогия инвариантного
воспроизведения пространственной и временной метрики в сенсорных структурах достаточно
явно подчеркнула всю парадоксальность пространственной структуры сенсорного гештальта,
|