Navigation bar
  Print document Start Previous page
 266 of 338 
Next page End  

характеристики поглощаются и маскируются более явными и более определенными
характеристиками пространственными. В слуховых же сенсорно-перцептивных образах
пространственные компоненты представлены в значительно более редуцированном виде, а
временные компоненты слуховой сенсорики содержат сочетание временных параметров –
длительности, последовательности и одновременности – как бы в очищенном виде,
максимально освобожденном от собственно пространственных наслоений и поэтому
максимально прозрачно обнаруживающем свою внутреннюю собственно временную
организацию. Вероятно, поэтому экспериментально-психологическое лабораторное
исследование закономерностей организации сенсорного времени было произведено с самого
начала преимущественно на модели слухового восприятия. Именно потому, что эта проблема
до сих пор остается почти не разработанной, целесообразно указать на то примечательное
обстоятельство, что она подверглась исследованию уже в первой в мире
экспериментальнопсихологической лаборатории в Лейпциге ее основателем Вильгельмом
Вундтом в его чрезвычайно простых и хорошо известных опытах с метрономом. Это
обстоятельство заслуживает специального упоминания еще и потому, что, как это часто
бывало в науке, самые фундаментальные и важнейшие соотношения и закономерности чаще
всего обнаруживались с помощью чрезвычайно простых экспериментально-методических
средств. 
Анализируя восприятие испытуемым последовательного ряда ударов метронома и
сопоставляя величины двух таких рядов, В. Вундт приходит к выводу, что "такое
непосредственное восприятие равенства последующего ряда с предшествующим возможно
лишь в том случае, если каждый из них был дан в сознании целиком" (Вундт, 1912, с. 13-14).
Это краткое заключение В. Вундта, глубинный смысл которого предстоит еще раскрыть, – уже
не просто описание обычных житейских наблюдений, а эмпирическая констатация результата
специальных экспериментальнопсихологических лабораторных исследований. Поскольку ряд
ударов метронома очевидным образом представлен в слуховой сенсорно-перцептивной
структуре как последовательность, содержащая фиксацию "до" и "после", "раньше" и "позже",
и поскольку, с другой стороны, предпосылкой сравнения двух звуковых рядов необходимо
является их представленность целиком, заключение В. Вундта содержит экспериментально
подтвержденную констатацию той самой комбинации последовательности с
одновременностью, о которой шла речь в приведенных описаниях жизненных наблюдений Б.
Рассела и др. Таков был первый экспериментальный результат исследования этого
противоречивого соотношения последовательности и одновременности, а также по сути и
длительности, хотя последняя и не была здесь специально подчеркнута. 
В работе Г. Вудроу (1963) "Восприятие времени" подводятся итоги экспериментально-
психологического исследования этого ключевого вопроса почти за весь тот период, который
прошел после Вильгельма Вундта до наших дней. Далее следует одна из важнейших
экспериментальных констатаций Г. Вудроу: "Если человек прислушивается к ходу часов, он
может заметить, что в поле его актуального сознания находится одновременно несколько
ударов маятника. Поэтому можно задать вопрос о том, сколько ударов маятника,
предшествовавших последнему, или же сколько последовательных ударов можно слышать
одновременно. Эта проблема допускает постановку ее и в более общем плане: какова
длительность того физического времени, на протяжении которого может быть расположено
некоторое число стимулов, которые будут восприниматься как совершающиеся в настоящий
момент. Это время иногда называлось временной продолжительностью внимания. Вопрос,
может быть, лучше сформулировать как вопрос о максимальном физическом времени, в
продолжение которого может быть предъявлено некоторое число временных стимулов,
последовательные компоненты которых воспринимаются как некоторая общность,
обладающая свойством нерасчлененной длительности. Имеется также и некоторое
минимальное время, которое составляет порог для нерасчлененной длительности" (Вудроу,
1963, с. 866). 
Далее Г. Вудроу приводит различные варианты величин этих порогов, зависящие от ряда
факторов, ссылаясь, естественно, при этом на соответствующих авторов (см. там же, с. 867). 
Hosted by uCoz