Если сопоставить эмпирическую констатацию Г. Вудроу с вышеприведенной
экспериментальной констатацией В. Вундта, то легко прийти к следующему выводу: в обоих
случаях речь идет о том же самом сочетании последовательности, длительности и
одновременности, которое представлено в структуре слухового образа воздействующего
звукового стимула, У В. Вундта, однако, это сочетание представлено в неразвернутой и даже,
может быть, в скрытой форме, поскольку в его выводе о комбинации последовательности,
длительности и одновременности прямо не говорится. Получить представление о ней можно,
сопоставив факты слышания последовательности ударов маятника и представленности ряда
этих ударов в слуховом образе целиком. У Г. Вудроу же такая комбинация извлечена из-под
феноменологической поверхности, подвергнута специальному рассмотрению и обозначена
адекватными терминами. Но объективный смысл обеих констатаций почти тождествен. Если
учесть, что обе констатации разделены периодом, охватывающим почти все развитие
экспериментальной психологии, то мы неизбежно придем к настораживающему
умозаключению, что продвижение здесь не особенно существенное.
В целях восполнения этого дефицита в темпах продвижения, вероятно, целесообразно
рассмотреть соотношение различных параметров сенсорного времени в исходной форме
сенсорно-перцептивного опыта в сфере тактильно-кинестетических ощущений и восприятий,
а затем и в области зрительной модальности, где эти соотношения, как упоминалось,
замаскированы доминированием целостно-пространственных образных гештальтов. При этом
имеет смысл обратиться прежде всего к сфере пассивного осязания, поскольку его сущность
по сравнению с осязанием активным как раз к состоит в том, что контур воспринимаемого
предмета последовательно обводится экспериментатором по соответствующему участку
кожной поверхности испытуемого. Этим временная структура воздействия соответствующего
стимула приближается к слуховой области, а тем самым пространственные компоненты,
маскирующие отображение собственно временной структуры стимула и временную
организацию соответствующего тактильного образа, редуцированы в гораздо большей
степени, чем в активном осязании, а поэтому временные компоненты, соответственно, гораздо
легче могут быть выявлены.
Поскольку симультанное предъявление стимула по самим условиям эксперимента здесь
отсутствует, части плоского: контура или грани объемного трехмерного тела развертываются в
последовательный временной ряд аналогично тому, как это происходит в телевизионной
развертке. В результате возникает временной ряд последовательно изменяющихся состояний
взаимодействия кожной поверхности со сменяющими друг друга элементами контура или
трехмерной поверхности воздействующего стимула. Это непрерывно изменяющееся
состояние взаимодействия кожного рецептора с элементами воздействующего стимула
непосредственно отображается в тактильном образе, который воспроизводит
последовательное перемещение элементов контура или трехмерной поверхности объекта по
коже. Таким образом, по своей первоначальной, исходной организации структура тактильного
образа движения частей контура по кожной поверхности представляет собой временной ряд
последовательно нанизывающихся друг на друга элементарных тактильных ощущений.
Однако, поскольку в непосредственное отражение этой траектории движения включается
отображение сдвигов кривизны, углов, переходов от одной прямой к другой и из одной
плоскости в другую, в результате происходящего здесь симультанирования временные
компоненты этого ряда в тактильном образе преобразуются в пространственные.
Соответственно, траектория этого последовательного перемещения преобразуется в контур
плоского или поверхность трехмерного объекта.
Такой тактильный образ, адекватно воспроизводящий пространственное расположение частей
поверхности трехмерного объекта, разделенных третьим измерением, по существу заключает
в себе элементы дистантной проекции (см. Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко, 1959, с. 7891),
которые достигают высших форм своего развития в зрительных сенсорно-перцептивных
процессах. В результате преобразования временных компонентов сукцессивного ряда в
непрерывную симультаннопространственную структуру возникает целостный
пространственно-предметный тактильный гештальт, который явным образом является
|