собой свойство оперативной памяти, функционирующей в структуре мыслительного процесса,
то мы получим основания для предварительного утверждения о том, что существует,
повидимому, органическое единство операционно-операндной, энергетико-
термодинамической и анемической обратимости, функционирующей в рамках когнитивных
процессов различных уровней организации.
Если же к этому добавить и то важнейшее обстоятельство, что эта форма временной
обратимости, базирующаяся на сочетании последовательности и одновременности, лежит в
основе не только собственно временных, но и специфически пространственных компонентов
когнитивных гештальтов разных уровней организации и что, далее, пространственно-
временные компоненты составляют общий исходный каркас когнитивных психических
гештальтов, начиная от сенсорного и кончая концептуальным уровнем, то мы придем к выводу
о необходимом участии интегрирующей функции оперативной памяти в организации
когнитивных гештальтов всех уровней интеллекта.
Память интегрирует не только отдельные когнитивные единицы и затем их совокупности
(совокупности перцептов, концептов и т.д.), но и различные когнитивные процессы
сенсорные, перцептивные и мыслительные в целостную систему интеллекта. И этот аспект
интегративной функции памяти также в значительной мере определяется органической связью
памяти в первую очередь с психическим временем, а затем и со спецификой психического
пространства. Интеграция интеллекта в целостную систему (как и синтезирование всякого
психофизиологического образования) осуществляется на разных уровнях организации
нервнопсихических процессов, прежде всего на уровне их нервных механизмов (на уровне
общекодовых структур нервного возбуждения как информационного процесса и вместе с тем
центрального механизма формирования и синтезирования всякого психического процесса). И к
этому уровню интеграции интеллекта также имеет непосредственное отношение
интегрирующая функция памяти.
Функция памяти как передача информации по временному каналу, как хранения информации
далеко выходит за рамки собственно психологического уровня. Но именно потому, что эта
функция памяти носит столь разноуровневый характер, в настоящем контексте особый
интерес представляет прежде всего собственно психологический уровень памяти, и в
частности, психологический уровень ее интегрирующей функции в процессах синтеза
различных когнитивных структур в целостную систему интеллекта как психического
образования. Именно наличие этого психологического аспекта целостности интеллекта и дало
нам основание говорить об интеллекте как об одной из высших форм психологических
гештальтов. Но такой психологический синтез уже не общекодовых, закодированных, и
актуализированных, декодированных информационных психических структур в целостную
систему сенсорных, перцептивных, общемыслительных и концептуальных процессов может,
очевидно, осуществляться только на основе общих свойств всех этих процессов как процессов
психических, т.е. на основе общих психологических характеристик, имеющихся и у сенсорных,
и у перцептивных, и у общемыслительных, и у собственно концептуальных когнитивных
процессов.
Такими общими свойствами являются пространственновременные характеристики, которые
проходят через все перечни эмпирических характеристик когнитивных процессов,
соответствующим образом модифицируясь, но сохраняя и общие аспекты универсальной
специфичности психического, в данном случае когнитивного, пространства и времени.
При этом взаимосвязь и взаимодействие когнитивных процессов разного уровня организации
носят такой характер, что инварианты низшего уровня не исчезают, а в модифицированном и
обобщенном виде входят в состав структуры каждого следующего вышележащего уровня. Но
такое вхождение нижележащих пространственно-временных инвариантов в состав всех
вышележащих по самому своему существу есть интегрирование разных уровней организации
когнитивных процессов в целостную систему.
|