Именно такое взаимопроникновение пространственновременных компонентов разных уровней
организации когнитивных процессов дало основание определить его как синтез, но синтез
"снизу" в отличие от интеграции этих процессов, осуществляемой под влиянием воздействия
верхних уровней на нижележащие.
Однако на трактовку внутренних психологических механизмов этого синтеза "снизу"
распространилась та же односторонность интерпретации пространственно-временных
соотношений, о которой неоднократно уже говорилось. Пространственная симультанность
поглотила симультанность временную, и поэтому оказалась замаскированной специфика
психического времени и из рассмотрения выпала его органическая связь с интегративной
функцией оперативной памяти. Теперь же, после того как было показано, что за психическим
когнитивным пространством стоит психическое время, а последнее органически
взаимосвязано с функцией оперативной памяти, с удержанием непрерывной целостности
определенного интервала временного ряда, интегративные механизмы идущего "снизу"
синтеза когнитивных процессов в целостную систему интеллекта приобретают более
определенный и ясный смысл.
Поскольку интеграция "снизу" осуществляется за счет вхождения в вышележащие
пространственно-временные инварианты всех нижележащих и поскольку, далее,
пространственные компоненты самих этих инвариантов опираются на временные, органически
взаимосвязанные с функцией оперативной памяти, с обратимостью психического времени, мы
приходим к неизбежному выводу, что в самой основе внутренних механизмов синтеза
интеллекта лежит интегративная функция оперативной памяти в ее органической взаимосвязи
со спецификой психического времени и опирающейся на него спецификой психического
пространства.
Естественно, что интегративная функция памяти как сквозного психического процесса выходит
за рамки структуры интеллекта как когнитивной системы и относится также к процессам
эмоциональным и регуляционно-волевым. Поскольку, однако, структура иерархии
эмоциональных и регуляционно-волевых процессов в основных чертах аналогична
иерархической организации процессов когнитивных, соответственно однотипный характер
носит и интегративная функция памяти во всех классах психологической триады. Поэтому нет
достаточных оснований рассматривать здесь специально соотношение памяти с
эмоциональными и регуляционно-волевыми процессами, тем более, что аналогичные
соотношения этих двух классов триады со спецификой психического времени будут кратко
описаны в контексте анализа процесса воображения, симметричного процессам памяти.
Воображение и психическое время
Предшествующий анализ выявил органическую связь психического уровня процессов памяти
со спецификой психического времени, в особенности с его обратимостью. Однако, как показал
тот же анализ, память содержит в себе только один из аспектов этой обратимости, а именно
тот, который обращен к прошлому и который на оси времени располагается, условно говоря,
налево от точки, соответствующей настоящему моменту. Однако, как было показано,
обратимость психического времени органически включает в себя движение по его оси в обоих
направлениях от настоящего момента. Исходя из этого, естественно предположить, что
существует психический процесс, симметричный процессу памяти, но обращенный не назад, а
вперед, т.е. не налево, а направо по оси времени от точки, отвечающей настоящему моменту.
Это теоретическое ожидание эмпирически подкрепляется отмеченными уже
экспериментальными фактами связи параметров непосредственной памяти с
характеристиками сенсорно-перцептивной экстраполяции, антиципации и вероятностного
прогнозирования (см. Фейгенберг, 1977).
Отсюда возникает естественный вопрос: имеется ли в арсенале эмпирических обобщений
экспериментальной, прикладной и теоретической психологии какое-либо интегральное
психическое явление, которое по своим эмпирическим параметрам и общей сути отвечает
|