Во вторую основную часть перечня попадают такие характеристики внимания, как его
распределение и переключение, которые объединяются по критерию своей операциональной
природы, поскольку распределение и переключение представляют собой действия,
поддающиеся произвольной регуляции. В противоположность этому такая характеристика
внимания, как объем, охватывающая все его уровни, не поддается прямому произвольному
регулированию. Объем входит в рамки произвольного внимания, но сам по себе, как таковой,
он прямой произвольной регуляции не подлежит. Что касается распределения и
переключения, то хотя в принципе они могут осуществляться и непроизвольно, однако
подлежат и произвольному управлению и связаны поэтому с высшими, активно-
операциональными формами организации процессов внимания.
Располагающаяся между двумя крайними характеристиками внимания такая его
характеристика, как концентрация, включает в себя два аспекта, выражающие ее
промежуточный характер: во-первых, сам феномен концентрированности примыкает к
количественно-объемной характеристике внимания, и, во-вторых, концентрация воплощает в
себе его активно-операциональную, произвольно регулируемую характеристику. Поскольку
активно-операциональные аспекты психической деятельности вообще и внимания, в
частности, связаны, как показывает весь ход исследований, с речевой деятельностью и
речевым регулированием, есть, повидимому, основания заключить, что самый характер такой
естественной классификации характеристик внимания подтверждает высказанное выше
предположение о внимании как эффекте конвергенции закономерностей организации
психического времени и психического пространства, с одной стороны, и актов речевой
регуляции психической деятельности, с другой стороны.
В контексте анализа, предпринимаемого в данном параграфе, главный интерес представляет
тот уровень организации процессов внимания, который носит более общий и базальный
характер и выражает органическую взаимосвязь процесса внимания со структурой
психического времени и психического пространства. Этот интерес представляется тем более
оправданным, что такая взаимосвязь фактически отражена в многочисленных экспериментах,
начиная с работ В. Вундта, но в теоретической психологии она не была осмыслена. Так,
рассмотренные выше основные экспериментальные факты, характеризующие специфическую
комбинацию последовательности и одновременности в структуре психического времени,
получены В. Вундтом в его простых опытах с метрономом именно в контексте анализа
ритмической, т.е. временной, природы сознания и поставлены самим В. Вундтом при их
интерпретации в теснейшую связь с природой и закономерностями организации процесса
внимания. Установив непрерывноцелостный характер слухового образа внутри определенного
интервала тактов, Вундт затем последовательно ищет связь временной и пространственной
структуры сознания с природой и организацией актов внимания.
Первым шагом этого поиска является проведение аналогии между слуховыми и зрительными
временнопространственными образами. Эта аналогия дала В. Вундту основания поставить
дальнейшую задачу экспериментального исследования. Поскольку в рамках непрерывной
целостности, одинаково присущей слуховой и зрительной образной структуре, в слуховом
образе в значительно большей мере представлена временная последовательность,
сочетающаяся здесь, однако, с временной же одновременностью, В. Вундт делает свое
заключение о том, что благодаря столь явно выраженной сукцессивности "...такой ряд тактов,
как целое, имеет ту выгоду, что дает возможность точно определить границу, до которой
можно идти в прибавлении отдельных звеньев этого ряда, если желательно воспринять его
еще как целое. При этом и в такого рода опытах с метрономом выясняется, что объем в
шестнадцать следующих друг за другом в смене повышений и понижений ударов
представляет собой тот максимум, которого может достигнуть ряд, если он должен еще
сознаваться нами во всех своих частях. Поэтому мы можем смотреть на такой ряд, как на меру
объема сознания при данных условиях" (Вундт, 1912, с. 14-15).
Следующим шагом анализа эмпирического материала является введение В. Вундтом понятия
объема сознания. Поскольку это понятие здесь следует из эмпирического анализа границ
|