формой по отношению к более общим закономерностям временной и
временнопространственной интеграции психики. Переводя временные
последовательности в одновременные симультанные структуры различных психических
процессов, временная интеграция генерирует, по словам А. Блюменталя, сознание как
одну из высших форм психической организации. Поскольку такое продвижение по
уровням психической интеграции так или иначе связывается с функцией речи и ею
посредствуется, есть достаточно оснований заключить, что в экспериментальном
материале и общем теоретическом направлении исследования А. Блюменталя с очень
большой полнотой раскрыта основная логика соотношения понятий "психическое
время", "психическое пространство", "речь" и "внимание", отражающих существенные
аспекты психической интеграции.
Основные выводы этого исследования были воспроизведены здесь потому, что в них
достаточно ясно прослеживаются главные тенденции развития
экспериментальнотеоретической психологии психических процессов, в частности процессов
внимания. Однако эти тенденции во многом еще практически не реализованы,
посредствующие звенья многих заключений по необходимости опущены, поскольку для
заполнения соответствующих информационных пустот еще не хватает экспериментального
материала и, с другой стороны, достаточной связности теоретической системы понятий. Кроме
того, основные выводы работы А. Блюменталя по преимуществу относятся к общим
закономерностям, охватывающим связи памяти и внимания с исходными принципами
организации психического времени и психического пространства. Что же касается высших
уровней интеграции, связанных со спецификой речи и ее интегративной функцией по
отношению к формированию целостной структуры сознания, то они представлены в
значительно меньшей степени. Соответственно, дефицит эмпирической обоснованности и в
особенности теоретической связности выражен здесь значительно сильнее.
В противоположность этому именно под углом зрения анализа регулирующей и
интегрирующей роли речи в психической деятельности особенно интересны последние работы
П. Я. Гальперина (1976) о внимании как выражении функции психического контроля, в которой
наиболее полно представлено исследование высших уровней организации аттенционных
процессов (см. также Романов, Петухов, 1996).
Поскольку психический контроль осуществляется и по природе своей может осуществляться в
процессе прежде всего произвольного регулирования и саморегулирования психического акта,
а роль важнейшего психического регулятора выполняет именно речевое действие,
совершаемое самим субъектом и вместе с тем несущее информацию о внешней физической,
биологической или социальной реальности, речь тем самым оказывается важнейшим
фактором организации процессов внимания.
В итоге произведенного схематического эмпирикотеоретического анализа внимание может
быть представлено как эффект конвергенции интегративной функции психического
пространства-времени и речевого действия. В качестве такого эффекта оно играет роль
фильтра, выделяя в интегрируемой совокупности психических явлений зону и границы
оптимальной непрерывной целостности временно-пространственных структур,
обеспечивающей эффективное сознательное управление экстериоризованными или
интериоризованными психическими актами и психической деятельностью в целом. Задача
дальнейшего анализа интегративной функции рассмотренных выше сквозных психических
процессов в рамках и в контексте закономерностей психической интеграции и под углом
зрения изложенного подхода к вниманию ведет к необходимости представить его основные
характеристики и феномены как частные формы тех фундаментальных общих принципов
организации психического пространственновременного континуума, непрерывная целостность
которого по самой своей природе включает в себя интегративную функцию. Как уже
упоминалось, наиболее явным показателем органической связи процессов внимания с
общими закономерностями психического пространства и психического времени является
сквозное понятие объема, включающее объем восприятия, объем непосредственной памяти,
|