Именно потому, что речь, занимая особое положение среди сквозных психических процессов,
все же, как и память, воображение и внимание, принадлежит к их числу и тем самым связана
со всеми остальными психическими явлениями, она уже частично рассматривалась в
предшествующих разделах монографии. Независимым же от других психических процессов,
вполне самостоятельным предметом рассмотрения речь, как нам представляется, быть не
может именно из-за сквозного ее характера. Вместе с тем ее рассмотрение не может
располагаться между другими психическими процессами, где-то в середине их общего перечня
или, как это чаще всего делается, в середине перечня когнитивных процессов, где она
рассматривается в ее органической связи с мышлением. Филогенетически, исторически и
онтогенетически речь действительно прежде всего связана с мыслительными процессами и
формировалась вместе с ними. И именно поэтому диахронически она относится только к
человеческому уровню развития психики и в отличие от памяти, воображения и внимания
является интегратором лишь человеческого сознания. При синхроническом же рассмотрении
сознания человека в его зрелой интегральной структуре речь фактически оказывается
теснейшим образом связанной вовсе не только с мыслительными процессами, с
второсигнальным уровнем человеческой психики. В такой же мере она охватывает всю
психику человека, осуществляя в ней свою структурообразующую и интегративную функцию.
Рассматривать речевые процессы после анализа всех других психических процессов
целесообразно еще и потому, что в их системе речь вообще занимает совершенно особое
положение. Все психические процессы человека, как хорошо известно, формируются и
организуются, подчиняясь не только общебиологическим, но и социальным закономерностям.
Однако лишь речь в общем перечне психических процессов человека по самому общему и
исходному ее существу выходит за пределы психики индивидуального субъекта и опять-таки
по самому существу своей организации является процессом не индивидуально-
психологическим, а социальнопсихологическим. И какие бы важнейшие функции речевой
процесс на определенных этапах онтогенеза ни приобретал, в своей исходной функции он
является коммуникативным актом.
Язык как социальная реальность есть средство общения, а речевая деятельность есть
деятельность общения. Поэтому исходным носителем целостной структуры речевого акта в
отличие от всех других психических процессов не является индивидуальный субъект.
Последний становится носителем речи как одного из психических процессов только вторично,
когда межиндивидуальная, интерпсихическая функция, по справедливому, меткому и очень
точному выражению Л. С. Выготского, становится внутрииндивидуальной, или
интрапсихической. И именно в этом своем социально-психологическом качестве, именно как
функция общения речь и осуществляет роль психического интегратора. Даже такую свою
важнейшую собственно индивидуальную, интрапсихическую функцию, как функция
обобщения, речь осуществляет именно через общение. Есть много оснований полагать, что
этимологическая близость этих двух терминов далеко не случайна. Общение оказывается
возможным именно и только на основе общности передаваемого содержания, и вместе с тем
оно же является важнейшим объективным средством проверки интерсубъективности этого
содержания. Во всяком случае эмпирические характеристики, формы и способы
классификации видов речи и закономерности организации речевого процесса как процесса
внутрииндивидуального могут быть поняты только исходя из интериндивидуальной,
социально-психологической природы речи, из речевой деятельности как деятельности
общения, компонентом которого выступает речевая деятельность индивидуального субъекта.
Таким образом, по своей исходной структуре и исходным закономерностям организации
речевой акт есть акт коммуникации и только в частном случае и на высших уровнях его
проникновения в интраиндивидуальную психику он становится актом, так сказать,
автокоммуникации, коммуникации субъекта с самим собой. Монологическая речь производна
от речи диалогической или, точнее, полилогической, а внутренний монолог является
производным от монолога внешнего, как и вообще внутренняя речь, вопреки первоначальной
мысли Ж. Пиаже, производна от речи внешней. Это совершенно точно и определенно было
показано Л. С. Выготским.
|