последняя непосредственным образом связана с активной операционно-операндной природой
речевых действий, речевая регуляция оказывается необходимым средством расширения
объема внимания-расширения, достигаемого, по-видимому, за счет укрупнения величины
соответствующих информационных единиц.
Глава 21
РЕЧЬ И СОЗНАНИЕ:
ПРИРОДА ИНТЕГРАЛЬНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХИКИ
Психика речь сознание
В предыдущей главе было показано, что памятью, воображением и вниманием не
исчерпываются психические процессы, реализующие на основе их сквозного характера
функцию психической интеграции. Хотя высшие формы этих трех процессов подвергнуты уже
реорганизации и синтезу "сверху вниз" и носят специфически человеческий характер,
исходные формы памяти, воображения (сенсорной экстраполяции) и внимания явным образом
являются общими для животных и человека. Если выразить это в терминах И. П. Павлова, то
все эти процессы можно считать как первосигнальными, так и второсигнальными
интеграторами психики, т.е. они охватывают все уровни ее развития и структуры.
Как это следует из самой этимологии употребленных в данном контексте павловских
терминов, интегратором психики на ее специфически человеческом уровне, на уровне
человеческого сознания является система вторых сигналов, или, иначе говоря, речь. Именно
ее И. П. Павлов назвал той чрезвычайной прибавкой, которая переводит психику животных на
уровень человеческого сознания и перестраивает, кардинально реорганизует ее на
принципиально новых основаниях средствами социальной детерминации.
Сознание высший уровень не только фило и социогенетического, но и онтогенетического
развития психики, ибо не вся психика индивидуального субъекта сознательна. Выполняя
важнейшую функцию в формировании и интегрировании сознательного уровня человеческой
психики, речь охватывает и все другие уровни и даже выходит за пределы собственно
психических форм мозговой деятельности. Как показывают многочисленные факты
современной психофизиологии и нейрофизиологии, речевые сигналы проникают до самых
глубинных, даже обменных функций человеческого организма, вызывая в них как саногенные,
так и патогенные сдвиги. Именно поэтому слово является важнейшим фактором не только
психотерапевтического, но и общетерапевтического воздействия на процессы и функции в
человеческом организме. Функции, характеристики и закономерности организации процессов
речевой деятельности, таким образом, многоуровневы, многосторонни и вообще чрезвычайно
многообразны. Здесь, однако, они, как и другие сквозные психические процессы в
предшествующих параграфах, будут рассмотрены только под определенным углом зрения, а
именно под углом зрения их интегративной функции в организации человеческой психики и ее
высшего уровня человеческого сознания.
|