могут быть поняты и объяснены вне более общих, исходных закономерностей
пространственновременной организации психики и интегративной функции психического
пространства и психического времени. Чтобы характеристики и закономерности интегративной
функции высших уровней памяти, речи и внимания, содержащиеся в упомянутых
исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, П. Я. Гальперина и других,
могли быть переведены из скрытой, потенциальной формы в форму актуальную и явную,
анализ приводимых ими фактов и обобщений должен быть включен в контекст исходных
общих закономерностей интегративной функции низших уровней этих сквозных процессов, а
далее в еще более общий контекст универсальных закономерностей организации
психического времени и психического пространства и их интегративной функции.
Такое соотношение низших и высших и, соответственно, общих и частных уровней интеграции
свидетельствует о неслучайном характере того обстоятельства, что первое
экспериментальное исследование структуры и объема сознания осуществлялось в
теоретическом контексте, обозначаемом как "сознание и внимание", а современные
исследования по преимуществу в контексте "сознание и язык" или "сознание и речь"(см.
Пенфильд, Роберт, 1964; Лурия, 1975).
Под этим углом зрения естественно вернуться к таким рассмотренным выше сквозным
понятиям, охватывающим все уровни внутриклассовой и межклассовой психической
интеграции, как понятия объема внимания, объема восприятия, объема памяти, объема
"обозримого будущего", объема психических программ деятельности и объема сознания, и
поставить вопрос о тенденции развития соответствующих им качественных и количественных
характеристик и об их специфичности в рамках объединяющей общности их организации. И
тогда окажется, что операциональная активность речевой регуляции существенно расширяет
диапазон обратимости психического пространственно-временного континуума,
представленной на низших уровнях лишь в потенциальной форме, ограничивающей объем
внимания, памяти и вероятностного прогноза. На основе такого увеличения обратимости ходов
внутриклассовой и межклассовой интеграции происходит укрупнение целостных единиц,
совокупность которых формирует объем соответствующих интегрированных психических
образований. Но такой процесс интеграции "сверху вниз" (как было показано в связи с
формированием целостной структуры интеллекта) происходит совместно с дифференциацией
этих психических структур на все более мелкие дробные элементы. Укрупнение и уменьшение
цены деления "шкалы" психических структур происходит одновременно. Это означает, что
более крупные блоки включают в себя большее число соответственно уменьшающихся
единиц. Такой двойной аналитико-синтетический процесс, совершающийся в общих рамках
психического пространствавремени на основе развития операциональной обратимости,
приводит к резкому увеличению информационной плотности каждой крупной целостной
единицы, входящей в состав общего объема того или иного психического образования. Это
укрупнение структурных единиц и увеличение их информационной плотности происходит, по-
видимому, за счет перехода временных последовательностей в непрерывно-целостные
симультанно-пространственные схемы.
Всем хорошо известно, насколько использование таких синтетических пространственных схем
помогает удержать большое содержание в малом объеме. Таким образом, совершающиеся на
основе операциональной активности речевых и речемыслительных действий
пространственновременные преобразования позволяют удерживать в рамках относительно
стабильного объема все большее информационное содержание. На основе роста
информационной емкости образующихся таким способом интегративных структур сознания,
охватывающих разные классы и уровни психических процессов, объем внимания переходит в
объем сознания и как бы смыкается с последним. Такой тип операционально
опосредствованных пространственно-временных взаимосвязей содержит в себе практически
неограниченные возможности расширения информационной емкости человеческого сознания
внутри инвариантного объема. Это аналогично той более общей фундаментальной
закономерности, в соответствии с которой прогрессивная эволюция мозговых функций высших
животных и в особенности человека в ходе его социогенеза остается в рамках относительно
|