постоянного объема мозга. Произведенное в предшествующих разделах монографии
рассмотрение интегрирующего воздействия высших уровней когнитивной, эмоциональной и
регуляционно-волевой иерархий на их нижележащие слои дает основание предполагать, что
такое прогрессивное изменение информационной емкости человеческого сознания имеет свой
энергетический эквивалент. Как было показано выше, антиэнтропийные ходы вертикальной
интеграции разноуровневых (разнообобщенных, разноценных и разновероятных) психических
структур, потребляя энергию, вместе с тем (в соответствии с гипотезой Б. Г. Ананьева о двух
контурах нервно-психической регуляции) тратят эту энергию на восстановление и
поддержание разности потенциалов между элементами этих структур и тем самым энергию
генерируют. Такой характер внутриклассовой и межклассовой речевой интеграции в рамках
общих закономерностей психического пространства и времени создает, по-видимому,
практически неограниченные возможности прогрессивных изменений как когнитивно-
эмоционально-действенной информационной емкости человеческого сознания, так и резервов
его энергетического обеспечения.
Глава 22
НА ПУТИ К ЕДИНОЙ ТЕОРИИ
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
О необходимости соотнесения
когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов
Весь ход последовательной постановки задач теории психических процессов, строящейся на
едином концептуальном базисе, ясно показал, на какие принципиальные трудности
наталкивается исследование каждый раз, когда оно подходит к очередной "пограничной
заставе", отделяющей одну область психических явлений от другой. Даже внутри сферы
когнитивных структур, входящих в первый блок психологической триады (познание, чувства,
воля), "концептуальные заборы" и соответствующие им "языковые барьеры" оказались
достаточно трудно преодолимыми. Таковы были полярные теоретико-эмпирические ситуации
понятийных отождествлений или запараллеливаний, возникающие у психологических рубежей,
которые разделяют ощущение и восприятие, образное и мыслительное познание,
допонятийное и понятийное мышление.
Но если такая существенная разнородность методических подходов, категориальных схем и
соответствующих научных языков столь явно обнаруживается в области явлений,
объединенных не только общеродовой принадлежностью к психической сфере, но и
включенностью в один и тот же ее вид, то есть основания ожидать, что межвидовые
концептуальные рубежи и языковые барьеры, преодоления которых потребует переход к
следующим компонентам психологической триады, окажутся весьма "укрепленными".
Действительно, в психологии эмоций царит более яркая пестрота "разноязычия", чем в
психологии интеллекта.
Не только самый факт принадлежности эмоций к психической сфере, но и максимальная
выраженность их субъективно-психологической специфичности сомнений никогда не
вызывали. Феноменологические эмоциональные процессы и состояния описываются в
|