Поскольку состояния взаимодействия физического носителя когнитивных процессов с их
объектами поддаются формулированию в терминах свойств отображаемых объектов, они, эти
состояния, вместе с тем в известном диапазоне инвариантно воспроизводят отображаемые
когнитивными структурами свойства внешних объектов. Тем самым устраняется видимость
противоречия, заключающегося в одновременной принадлежности этих структур к своему
исходному физическому носителю и, якобы вопреки этому, формулируемости их только в
терминах свойств внешних объектов. Противоречие устраняется тем, что среди состояний
физического исходного носителя обнаруживаются такие, которые сами поддаются описанию в
терминах свойств отображаемых объектов. Таким образом, гносеологический парадокс
когнитивных психологических структур оказывается снятым.
Допустимо предположить, что возможность снять парадоксальную ситуацию распространяется
и на элементарные эмоции, потребности и мотивы, т.е. на психические процессы
эмоционально-волевой сферы, относящиеся, если это выразить в павловских терминах, к
первосигнальному уровню. Высшие же человеческие эмоции и процессы мотивационно-
целевой сферы, высшие уровни психической регуляции деятельности человека не поддаются
объяснению в качестве первичных психических свойств своего физического носителя, точнее,
не поддаются объяснению в качестве психических свойств первого порядка, и тем самым они
попадают в сферу именно той концептуальной ситуации, которая была названа
онтологическим парадоксом психики или онтологическим парадоксом субъекта. Эта
концептуальная трудность, как можно думать, послужила онтологической предпосылкой
аристотелевского вывода о том, что разум, в отличие от ощущений и восприятий, не имеет
своего специального материального органа. То же самое можно сказать о декартовском
положении, согласно которому сознание не может быть объяснено из диспозиций органов или
из силы материи. И здесь возникает уже не теоретико-познавательная, гносеологическая
альтернатива, а альтернатива собственно онтологическая, относящаяся к внутренней природе
самого субъекта как носителя психики. Первый, материалистическимонистический полюс этой
альтернативы требует решения следующей концептуальной задачи. Все перечисленные выше
характеристики специфически человеческих чувств, мотивов и свойств личности, которые не
могут быть прямо представлены как психические свойства своего физического, материального
носителя, должны быть представлены как психические свойства психического же носителя,
т.е. как психические свойства второго или, может быть, точнее, n-го порядка сложности, как n-
я, но не первая производная от состояний своего физического носителя. Фактически
реализовать данный вариант онтологической альтернативы возможно лишь в том случае, если
психический носитель высших психических свойств предварительно будет представлен как
психическое свойство своего физического, материального носителя (см. более подробно
Веккер, Либин, готовится к печати).
Если же субъект как психический носитель психических свойств оказывается фактически не
представленным в качестве производного по отношению к своему исходному, материальному
носителю, то он сам становится исходным, но уже не в парадоксальном, а в прямом смысле
этого понятия. Такое превращение субъекта в субстанцию в ортодоксально-идеалистическом
смысле этого понятия (не материальную, а вторую субстанцию) уже совершенно не зависит от
того, называем ли мы эту субстанцию субъектом, душой, духом или личностью. Смысл такой
субстанциалистской трактовки психического носителя выражен здесь просто фактом
непредставленности его в качестве производного по отношению к исходной материальной
субстанции. Фактическая непредставленность психического носителя в качестве свойства
физического носителя и составляет действительную концептуальную сущность картезианского
варианта онтологической альтернативы. Материалистический же ее вариант опирается на
использование знаний об инвариантной структуре любого концепта, о его многоуровневой
структуре, сохраняющей инвариантным отношение между уровнями обобщенности этой
иерархии. Ее исходным уровнем является материальный физический носитель психических
свойств организм как их материальный субстрат. В промежутке имеется целый ряд уровней,
которые на данном, предварительном этапе анализа необходимо опустить, а на вершине этой
иерархии располагается интегральный психический носитель психических свойств
психический субъект. Самая сущность этой иерархической структуры, скрывающейся за
|