Эта связь полноты и точности воспроизведения рельефа с отображением формы обусловлена
особым положением формы среди пространственных свойств объекта. Именно форма
воплощает в себе полноту пространственной структуры объекта. Поэтому восприятие формы
есть важнейший признак собственно перцептивного образа как образа целостно-предметного.
Целостная форма объекта не совпадает с формой его элементов, что и составляет одно из
главных объективных оснований примата интегральной структуры "гештальта" над ее
элементами. Но именно в силу целостного характера формы полнота воспроизведения
рельефа поверхности объекта автоматически влечет за собой и адекватное отображение его
формы.
Приведенные в связи с вопросом о восприятии рельефа факты и рисунки испытуемых
(относящиеся, правда, только к осязательному восприятию) отчетливо свидетельствуют о том,
что объемная форма также может адекватно воспроизводиться в перцептивном образе,
причем независимо от масштаба отображения величины. При всей особой роли
воспроизведения формы в построении интегрального перцептивного образа объекта
необходимо все же подчеркнуть, что сам по себе феномен адекватного воспроизведения
формы не является специфичным для пространственной структуры психических процессов.
Хорошо известно, что копирование формы легко достигается в фотографических и других
видах технических сигналов-изображений. Парадоксальная эмпирическая специфичность
именно психического изображения формы была экспериментально выявлена прежде всего с
установлением того факта, что адекватность перцептивного зрительного образа формы
сохраняется в определенном диапазоне изменений формы сетчаточного изображения, что и
составляет существо феномена так называемой константности формы.
Этот феномен сразу же разводит психическое изображение формы и ее оптическое
сетчаточное изображение аналогично тому, как дифференцируются перцептивный образ
трехмерного рельефа воспринимаемого объекта и его двухмерное сетчаточное изображение.
Поэтому восприятие формы подвергалось интенсивному исследованию прежде всего в
контексте константности образа. Так, еще исследования Таулесса (см. Стивенс, 1963)
показали, что квадраты и круги, плоскости которых наклонены к линии взора и сетчаточные
изображения которых имеют соответственно форму ромбов и эллипсов, в определенном
диапазоне наклона воспринимаются все же как квадраты и круги, о чем свидетельствовали
рисунки испытуемых. Поскольку, однако, в данном пункте восприятие формы описывается не
как проявление общего свойства константности, а как компонент суммарной пространственно-
временной структуры, в этом описании прежде всего нужно сделать экспериментально
обоснованное заключение о том, что имеет место адекватное перцептивное воспроизведение
формы и существует определенный диапазон, где эта адекватность сохраняется, несмотря на
изменения исходных физических условий построения образа. Произведенное эмпирическое
описание продвигается от наиболее общих характеристик единой пространственно-временной
организации сенсорноперцептивного поля ко все более частным параметрам внутренней
структуры образа отдельного объекта. Так, анализ отображения общего свойства
рельефности в частном случае максимальной полноты этого отражения привел к
воспроизведению формы, а рассмотрение разных вариантов отображения формы, в свою
очередь, ведет через взаимосвязь восприятия формы с восприятием размера к вопросу о
восприятии такого важнейшего пространственного параметра, как величина.
Восприятие величины
Восприятие величины, как и восприятие формы, исследовалось в экспериментальной
психологии преимущественно в контексте фазовой динамики восприятия и общей проблемы
константности образа. При первом же обращении к фактическому материалу исследований
обнаруживается особое, двойственное положение этого параметра. С одной стороны,
отображение величины как всеобщей характеристики протяженности объекта есть самый
общий, исходный и раньше всего поддающийся вычленению пространственный компонент
|