образа. С другой стороны, экспериментальные факты указывают на значительно меньшую
стабильность и точность восприятия размера по сравнению с отображением формы.
Напрашивается эмпирическое заключение о том, что за этой двойственностью и
противоречивостью стоят два разных уровня отражения пространственной величины. Первый
из них действительно является исходным и универсальным. Еще до вычленения конкретной
внутренней структуры воспринимаемого объекта грубо отображаются его общие размеры по
длине, ширине и высоте. Такая общая усредненная оценка величины может иметь разную
степень точности, которая растет по мере продвижения по фазам перцептогенеза. Но эта
оценка может, по-видимому, достигать и значительной точности еще до вхождения образа в
диапазон полной адекватности отображения всей внутренней структуры объекта.
Второй уровень представлен адекватным отражением величины как совокупности всех
расстояний между точками объекта, т.е. воспроизведением всей его метрики в масштабе один
к одному или отображением его натуральной величины. Этот высший уровень адекватного
воспроизведения метрики является самым частным, наименее помехоустойчивым и дает
большие значения ошибок и их разброс, чем воспроизведение формы (Ананьев, Дворяшина,
Кудрявцева, 1968). Только этот уровень воспроизведения натуральной величины вводит образ
в диапазон максимальной адекватности объекту.
Временные характеристики перцепта
Обратимся к рассмотрению компонентов, входящих во временную подгруппу единой
пространственно-временной структуры перцепта. При анализе элементарных сенсорных
образов было в общих чертах показано, что, поскольку собственно временная, как и
собственно пространственная, ветвь суммарной пространственновременной организации
ощущения коренится в восприятии движения, а последнее по самой своей сути включает
параметры последовательности и длительности, эти компоненты с необходимостью
представлены уже на элементарном сенсорном уровне. Здесь, рассматривая структуру
собственно перцептивных образов, важно еще раз подчеркнуть необоснованность того
традиционного подхода к той проблеме, согласно которому ощущение лишается исходных
компонентов воспроизведения движения и необходимо связанной с ним временной
последовательности, а отображение времени, как и пространства, переносится лишь в состав
психологии восприятия.
Тем самым совершается тройное искусственное обособление: во-первых, ощущений от
отображения движения, во-вторых, восприятия времени и пространства от их сенсорных
корней и, в-третьих, восприятия времени и пространства от восприятия предмета.
Эмпирическое описание перцепта внутри диапазона его максимальной адекватности
оказывается достаточно емким, чтобы охватить все ранее разрозненно изучавшиеся
компоненты пространственной и временной структуры образа, суммарно представленные на
схеме 5.
|