Схема 5. Пространственно-временная структура восприятия
в диапазоне его максимальной адекватности
Модальность восприятия
Как и исходные компоненты пространственно-временной структуры, модальность относится к
подгруппе характеристик перцептивного образа, представленных уже на сенсорном уровне, а
здесь претерпевает лишь некоторые изменения, относительно которых в данном описании
должно быть сделано лишь краткое добавление. В рамках собственно перцептивных образов,
двумя основными видами которых являются физические, базовые, или осязательные, и
кинематико-геометрические, зрительные, модальные характеристики подверглись
многостороннему и детальному исследованию преимущественно в области зрения.
Наиболее специфическим модальным параметром зрительных сенсорно-перцептивных
процессов является, как известно, цветотоновой образ в его хроматических и ахроматических
компонентах.
Экспериментальные исследования вскрыли высокую лабильность цветовосприятия и
зависимость его специфического качества от различных пространственных, временных и
энергетических факторов. Поскольку эти факторы преобразуются с изменением фаз и уровней
перцептогенеза, с ними меняются и особенности цветовосприятия. Здесь же необходимо лишь
указать на тот экспериментально полученный факт, что, несмотря на непосредственную
зависимость цветовосприятия от изменений спектрального состава излучения,
раздражающего сетчатку, существует часть диапазона этих изменений, в которой не только
происходит, но и достигает максимальной адекватности так называемая трансформация
цвета.
Суть этого феномена заключается в том, что глаз нивелирует изменения спектрального
состава отраженного объектом света, подравнивая тем самым воспринимаемый цвет объекта
к его перцепции в условиях среднего дневного освещения. Та часть диапазона этих
изменений, где нивелирующая трансформация является предельной, как раз и составляет
загадочный интервал максимальной адекватности или так называемой полной константности
восприятия цвета объекта вопреки изменениям освещения. Д. Джадд (1961) пишет: "При
изучении цветовой трансформации, а также при изучении эффектов местных изменений
яркости и спектрального состава освещения (например, когда объект в тени сравнивается с
освещенным объектом), наиболее поражает тенденция цветовых объектов восприниматься с
тем же самым цветовым тоном, светлостью и насыщенностью независимо от освещения".
И далее Д. Джадд, ссылаясь на ранние исследования А. Гельба и Р. Б. Мак-Леода, указывает,
что при некоторых условиях константность воспринимаемого цвета объекта "является
действительно совершенной". В переводе на язык чисел это означает, что коэффициент
константности цветовосприятия равен единице, т.е. цветотоновое восприятие, определяясь
|