именно оптическими свойствами поверхности данного объекта, а не меняющимся составом
освещения, является максимально адекватным.
Очень показателен приводимый тем же автором факт, что такая "совершенная" константность,
или максимальная адекватность цветотоновой модальной характеристики перцепта, имеет
место именно в условиях, когда цвет воспринимается как свойство поверхности конкретного
объекта, которая для этого сама должна адекватно восприниматься. Если наблюдатель
"рассматривает какойто элемент объекта только как пятно цвета, то его реакция может
проявить лишь слабую тенденцию к константности и будет изменяться по мере изменения
освещенности рабочего плана" (там же). На такое же различие в восприятии цвета плохо
локализуемых плоских пятен (Fleckenfarbe) и цвета поверхностей (Oberflachenfarbe) указывал
еще Д. Кац (Katz, 1930).
Эти факты свидетельствуют о том, что адекватность цветовой модальной характеристики
зрительного перцепта сочетается с адекватностью отображения структуры той поверхности
конкретного объекта, которая является носителем цветового качества. Иными словами,
адекватность модальных компонентов перцепта органически связана с адекватностью его
пространственно-временных компонентов, как об этом уже упоминалось при анализе
организации элементарных сенсорных сигналов в связи с различиями модального
воспроизведения "первичных" и "вторичных" качеств.
Интенсивность восприятия
Если модальная характеристика, будучи преимущественно монополией исследования
ощущений, входит все же в область психологии восприятия (главным образом именно в
контексте проблемы константности цвета), то с характеристикой интенсивности дело обстоит
существенно иначе.
Традиционно составляя содержание целого самостоятельного направления, связанного с
изучением именно элементарных, пороговых сенсорных процессов, психофизики,
интенсивностная характеристика фактически оказалась вообще за пределами изучения
собственно перцептивных процессов. Лишь экспериментальнотеоретические исследования
последнего времени, идущие как со стороны психофизики (школа С. Стивенса), так и со
стороны психологии восприятия (работы Ф. Кликса), все отчетливее указывают на
искусственность такого разобщения.
Этот вопрос связан с движением анализа "сверху вниз", т.е. от перцепции к сенсорике. Здесь
необходимо внести некоторые дополнения, относящиеся к особенностям интенсивностной
характеристики перцепции внутри диапазона ее максимальной адекватности. Это должно дать
возможность последующего продвижения "сверху вниз". Сделать это представляется
возможным на примере восприятия светлоты зрительного образа.
Светлотная характеристика имеет двойственную природу. Будучи свойством как
ахроматических, так и хроматических цветов и выражая степень отличия данного цвета от
черного, светлотный компонент образа тем самым заключает в себе модальный аспект,
относящийся к мере качественной специфичности данного цвета.
С другой стороны, за "чернотой" стоит поглощение световых лучей видимой поверхностью, а
светлота как степень отличия цвета данной поверхности от черного определяется ее
коэффициентом отражения. Последний же воплощает количество отраженных от данной
поверхности световых лучей. Этот количественный аспект, выраженный числовой величиной
коэффициента отражения, изменяющейся между нулем и единицей, явно относится уже не к
модальной, а к интенсивностной характеристике светлоты, отличающей данную видимую
поверхность от другой, поскольку большее количество отраженных лучей данного цвета
неизбежно и сильнее воздействует на рецептор. Поэтому имеющиеся в экспериментальной
психофизиологии зрения данные, характеризующие светлотные компоненты зрительного
|