2.
Фактор замкнутости. В единую перцептивную структуру объединяются элементы, в
совокупности составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность.
3.
Фактор хорошей формы. Объединению подвергаются элементы, образующие в целом
особый предпочтительный класс так называемых хороших форм, таких, например, как
круг или прямая линия, т.е. тел или фигур, обладающих свойством симметричности,
периодичности, ритма и т.д.
4.
Фактор коллективного движения. К объединению в группу тяготеют элементы,
совершающие совместное перемещение (стая птиц, эскадрилья самолетов и т.д.).
5.
Фактор однородности, заключающийся в том, что детерминантой объединения
элементов оказываются их общие пространственные или модальные характеристики; в
единую группировку входят компоненты одной формы, одного цвета и т.д.
Эти факторы представлены в экспериментальной психологии и приведены в настоящем
перечне лишь в виде простого феноменологического описания, но уже самое предварительное
и поверхностное эмпирическое обобщение сразу же позволяет выделить общие черты, в
рамках которых проявляется специфика каждого из них. По сути дела все они воплощают в
себе модификации фактора однородности или общности элементов по различным признакам.
Так, фактор близости представляет общность элементов по положению в одной и той же
"окрестности" пространства.
Фактор замкнутости очевидным образом выражает общую принадлежность элементов к одной
и той же предметно обособленной, вещной структуре.
Фактор хорошей формы, наиболее неопределенный в отношении критериев объединения (что
значит "хорошая" форма?), по существу заключает в себе проявление геометрической
однородности или общности. Окружность есть линия, все точки которой обладают общим
свойством одной и той же удаленности от центра. Прямая есть совокупность отрезков с
одинаковой (нулевой) кривизной. Ритмичность, периодичность, симметричность также
заключают в себе проявление таких признаков общности по определенным пространственным
или временным признакам. Таким образом, принадлежность к классу "хороших" форм
действительно, как это явствует из самого эмпирического материала, определяется
однородностью элементов данной формы по какому-либо из их геометрических признаков.
Фактор коллективного движения представляет проявление однородности по кинематическим
признакам общей величине и направлению вектора скорости.
Наконец, фактор, который фигурирует в экспериментальной психологии под именем
однородности, выражает действительно однородность или общность, но по наиболее зримым
и очевидным пространственным или модальным характеристикам объединяемых элементов
(форма, цвет).
Таким образом, все выделенные факторы, на основе которых элементы связываются в
целостную структуру, суть не что иное, как разные частные формы общего объединяющего их
начала однородности по какому-либо из пространственно-временных или модальных
признаков. Но однородность есть выражение ограниченности разнообразия. Связывание
элементов в группы по их однородным признакам реализует, тем самым, тенденцию
ограничения разнообразия формирующихся структур или тенденцию уменьшения числа
степеней свободы отдельных элементов. Организация группировок частей в целое
осуществляется в таком направлении, чтобы количество степеней свободы частей оказалось
минимизированным.
Так, результат уже самого предварительного эмпирического обобщения приводит к
заключению, что в обоих аспектах феномена целостности доминировании целостной
структуры перцепта над ее отдельными элементами и факторах объединения элементов в
целое в разных модификациях проявляет себя одна и та же общая тенденция, состоящая в
|