целостность и обобщенность, охватывают все три первичных параметра вторичного образа:
пространственно-временную структуру, модальность и интенсивность. Неустойчивость
выражается в колеблемости не только пространственных компонентов образа, относящихся к
форме, величине и т.д., но и его модальных характеристик, например цветотоновых
("мерцание цвета" в представлении) и интенсивностных (колебание яркости).
Фрагментарность также проявляется в выпадении как пространственно-временных
компонентов образа (частей или деталей фигуры или фона), так и его
модальноинтенсивностных характеристик (оттенков цвета, тембра или специфических
особенностей воспроизведения механических свойств в осязательном представлении). Такой
же тройственный состав имеет и обобщенность представлений, которая обнаруживает себя
как "портрет" не только класса фигур, но и класса свойств качественно-модальных (цветов,
тонов, проявления упругости и т.д.) и интенсивностно-энергетических (яркость, сила). Все эти
три характеристики неустойчивость, фрагментарность и обобщенность являются, таким
образом, действительно выражением модификаций первичных параметров представления.
ЧАСТЬ IV
ЧЕЛОВЕК МЫСЛЯЩИЙ
Глава 10
COGITO ERGO SUM
В явлениях природы есть формы и ритмы,
недоступные глазу созерцателя,
но открытые глазу аналитика.
Р. Фейнман
От образа к мысли
Вынесенные в название главы слова Рене Декарта: "Мыслю значит существую!", ясно
показывают необходимость понимания специфики мыслительных процессов, с такой
очевидностью показывающих уникальность человеческой психики.
Если вопрос о сенсорно-перцептивном переходе и, соответственно, о различиях между
ощущением и восприятием при всей его запутанности и противоречивых решениях никогда все
же не возводился в ранг принципиальной философской проблемы, то рубеж, разделяющий
образ и мысль, оценивался как одна из "мировых загадок" (Геккель) и "границ естествознания"
(Дюбуа-Реймон). И хотя Дюбуа-Реймон считал эту "загадку" менее сложной, чем вопрос о
природе ощущения, все же и на нее распространялось его знаменитое "никогда не узнаем". И
несмотря на явную, казалось бы, несоизмеримость трудностей понимания природы этих двух
рубежей (нервное возбуждение ощущение и образ мысль), то, что обе проблемы
включались в число "мировых загадок" и тем самым трудности их решения как бы
уравнивались, имеет все же свои эмпирические основания.
Познавательные процессы: специфика демаркационной линии
|