учения выступает метод «делай как я». Соображение многообразно. В чистой форме оно выступает в
качестве созерцания, смекалки и т. п.
2.6.1. Созерцания (смекалка)
Созерцание возникает у высших животных в результате их жизни в сообществах. Оно переда¸тся
животными друг другу посредством копирования поведения (поступков, действий и т.п.). Созерцание
более гибко по сравнению с умствованием. Его особенности по сравнению с менее развитыми формами
отображения идут по многим направлениям. Созерцание не сводится только к зрительному восприятию
мира, но включает и иные формы взаимной сигнализации животных: свой «язык» для этого. Сложность
созерцания такова, что пока мало знают о е¸ закономерностях. Ограничимся е¸ констатацией и некото-
рыми замечаниями.
Содержание созерцания животных можно представить на основе следующего положения Ф. Эн-
гельса: «Нам общи с животными все виды рассудочной деятельности: индукция, дедукция, следователь-
но, также абстрагирование..., анализ незнакомых предметов (уже разбивание ореха есть начало анализа),
синтез (в случае хитрых проделок у животных) и, в качестве соединения обоих, эксперимент (в случае
новых препятствий и при затруднительных положениях). По типу все эти методы стало быть, все
признаваемые обычной логикой средства научного исследования совершенно одинаковы у человека и
у высших животных. Только по степени (по развитию соответствующего метода) они различны. Основ-
ные черты метода одинаковы у человека и у животного и приводят к одинаковым результатам, поскольку
оба оперируют или довольствуются только этими элементарными методами» [102,Т.20,с.537].
Созерцание представляет бессознательное, пассивное согласование сигналов внешней среды и
собственного состояния животного с его «потребным будущим». В голове создаются образцы будущей
реальности, предстоящей деятельности и е¸ результатов, которые предопределяют поведение животных
и служат основой детерминации их деятельности.
Созерцание порождает необходимость коммуникации посредством жестов и звуков, хотя бы про-
стейших (ням-ням и т. п.). Оно результат не индивидуального развития особей (их онтогенеза), а ре-
зультат филогенеза популяций, т.е. всей совместной жизни соответствующих животных.
Процессы соображения людей многообразны. На данной стадии трудно показать их особенности
по сравнению с формами, им предшествующими. Из многих вопросов понимания соображения отметим
здесь некоторые. Соображение часто называют мышлением, т. е. употребляют эти термины в качестве
синонимов, и таким образом расширяют понятие «мышление». Мышлением порой называют и умство-
вание и соображение животных и процессы обработки информации в компьютерах («машинное мышле-
ние»). Вс¸ это свидетельствует о том, что качественно различные формы деятельности головного мозга
(и даже его искусственного копирования в компьютерах) именуют одинаково. В этом случае высшее
низводится до низшего или, наоборот, низшее поднимают до уровня высшего. Это недопустимо при
строгом употреблении терминов, хотя полезно в качестве образной аналогии при обучении. Нет образ-
ного мышления, а мышление может быть только понятийным, словесным, вербальным, дискурсивным.
Определение сущности категории «соображение» предполагает уточнение общего понимания
системы форм отражения мира людьми. Речь ид¸т о том, что по мере развития форм жизни усложняется
их саморегуляция и лежащие в е¸ основе формы отображения среды обитания. Более развитые живые
существа базируют свою жизнь не только на специфических формах отображения, являющихся для них
основными формами, но и на всех менее развитых исходных формах отображения. Если в основе регу-
ляции стыдливой мимозы лежит механическое воздействие на не¸, то более развитые формы жизни ис-
пользуют и другие биологические методы саморегуляции, в том числе обменные, эндокринные, не-
рвные.
Нервная саморегуляция животных представляет сложную систему. Она многообразна: рефлексы,
умствования и т.д. Даже если рассматривать только работу головного мозга, то следует иметь в виду
многообразие «голов» у животных и, соответственно, процессов их функционирования. «Голова го-
лове рознь». Головной узел жука менее развит головы млекопитающего и соответственно процесс их
функционирования различается качественно.
Становление мозга вело к усложнению его функций и происходящих в н¸м процессов. Различие
последних столь велико у животных, да и в процессе отображения мира людьми, что каждую из них сле-
дует обозначать особо, не сводя вс¸ к мышлению. Мышление не является всеобщим свойством работы
любой головы, а только свойством головы людей, да и то не всех. Животные, как и дети до 11 лет, не
мыслят, а соображают. Каждый пятый человек современного мира не способен читать, писать, считать
|