и, следовательно, не мыслит вообще. Даже в жизни всех образованных людей мышление составляет вс¸
еще часть умственных действий головы.
Деятельность центральной нервной системы людей не сводится только к мышлению, но включа-
ет и менее развитые формы отображения чувствования, умствования, соображения. Показываемая
здесь деятельность центральной нервной системы не является мышлением, а менее развита по сравне-
нию с ним. Е¸ называют рассудочностью. Не следует сводить эту проблему к терминологии. Если на-
звать деятельность головы животного мышлением, то тогда усложнится проблема научного выражения
системы форм отражения мира людьми.
Обобщенно алгоритм соображений можно представить категориальным рядом:
ощущение
восприятие
- представление
воображение.
Последующее не отрицает самостоятельного существования предыдущего, а надстраивается над
ним у более развитых форм жизни.
«... Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение» [88,Т.28,с.50]. «Иначе, как
через ощущение мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не мо-
жем» [88,Т.18,с.320]. Ощущение есть субъективный образ объективного мира. Оно есть комплексное
восприятие объекта на основе многократного и многообразного активного контакта с ним. Ощущение
да¸т информацию об отдельных свойствах объектов на основе многообразного информационного вза-
имодействия с ним: осязание, слух, зрение, вкус. Категория «восприятие» обозначает единство многих
форм ощущений на основе хранящихся в памяти образов. На его основе созда¸тся целостный образ объ-
екта.
Представление более сложная форма восприятия. Воображение выступает более сложной фор-
мой представлений. Оно есть такое представление, которое показывает не только состояние объекта в
момент его восприятия, но и возможное его состояние определ¸нное время спустя, когда сам объект из-
менится тем или иным образом (Прил., рис. 25).
***
Развитие и совершенствование головного мозга предопределяло развитие организмов и их сооб-
ществ и зависело от них. Преимущества соображений по сравнению с менее развитыми формами деяте-
льности центральных нервных систем позволили обладающим им животным выживать в более сложных
условиях среды обитания. Одновременно, соображение не всегда эффективно в борьбе за жизнь, не
предотвращает вырождения, вымирания и гибели в борьбе с другими животными (истребления). Поэто-
му развитие соображений стало исходным для специфически человеческих форм соображения созна-
ния. В то же время чисто соображение сохраняется в качестве генетически менее развитой формы отра-
жения мира.
Соображение выступает единственной наиболее развитой формой отражения мира людьми для
детей в возрасте от 2 до 7 лет. Определенные люди остаются на этом уровне отображения мира на всю
жизнь.
Уровень развитости соображения предопределяет дальнейший прогресс отображения мира людь-
ми, т. е. меру возникновения более сложных форм отражения мира. Становление же соображения зави-
сит от его тренировки, что предполагает постоянное пользование им для решения встающих проблем
осознания мира в практической жизни. Тренировка соображения происходит в повседневной жизни и
наиболее плодотворным фактором тренировки соображения является труд людей. Соображения развива-
ются главным образом на основе физического, ручного труда. Без последнего не может быть развита
должная сообразительность и соответственно человек не перейд¸т к более развитым формам отображе-
ния мира. Поэтому не только исключение (что невозможно), но и минимизация физического труда в
детстве чревата вырождением общества.
2.7. Сознание
Что значит знать? Вот в ч¸м вс¸ затруднение.
Гете. Фауст.
... Была бы на плечах голова, способная рассуждать.
В.И. Ленин [88,Т.38,с.356].
Доверься разуму, покуда он с тобой.
М. Кемине [6,Т.4,с.666].
2.7.0. Разумение. "Здравый смысл".
Сознание есть специфически человеческая форма соображения, рассудка. Оно есть знание о ми-
ре, о себе, об обществе. Сознание имеется у всех нормальных людей. Оно не развито у новорожд¸нных,
|