5. Нужны исследования науки для обеспечения ее качественного скачка.
6. Метанаука как современная форма философии - условие ее современного прогресса
7. В связи с этим следует использовать философию как накопленный багаж идей о науке, в том
числе заблуждений по этому вопросу.
8. Превращение всего этого в инструмент воспитания - ТИТ, ТДМ.
9.
Главная тенденция развития философии - ее превращение в
науку о науке, в теорию интеллекта.
В. Интеллект
Сотвори себя.
Определи себя сам.
И. Кант.
Сознание, наука, познание, интеллект - аспекты одного и того же. Конкретнее следует
уразуметь их основание - интеллект. Для этого можно выделить такую структуру сознания.
Разумение - начальная форма интеллекта. Это специфика
людей, но не все люди разумны, о чем писал уже Аристотель [см
9,Т.1,с.376] Патологичные люди не разумны. Рассудительность
возникает стихийно, интуитивно и проявляется как опыт индивида,
здравомыслие. Оно разных уровней. Мышление - высшая форма
интеллекта и существует на основе специального обучения по типу
математического. Главная с древности проблема - логика и
диалектика не достаточны для развития умения сознательно
логически и диалектически мыслить.
Предшествующие формы отражения мира людьми возника-
ют вне зависимости от их воли и сознания. Они являются стихий-
ным результатом общественной жизни и колеблются в зависимости
от обстоятельств. Таких форм отображения действительности до-
статочно для простых условий жизни. Уже давно общественная жизнь так усложнилась, что оказывается
недостаточно рассудка и разума, интуитивно приобретаемых людьми. Развитие ума, рассудка, разума
привело к становлению мышления. Мышление возникает только на основе специального обучения лю-
дей. Сейчас оно возникает чаще всего вопреки существующим формам обучения. Давно назрела необхо-
димость ориентировать всю систему воспитания, образования, обучения на непосредственное развитие
мышления. Успешность же такой ориентации воспитания зависит от опережающего развития его теории
и дидактических систем, обеспечивающих его восприятие человеком и, тем самым, превращения по-
следнего в личность. Основой общественной жизни было, прежде всего «здравомыслие», «здравый рас-
судок» (смысл), рассудок, разум. Если потерян здравый рассудок, то теряется смысл жизни вообще.
Здравый смысл должен быть преградой полузнанию, которое опаснее незнания. В то же время жизнь на-
столько усложнилась, что уже давно здравый смысл может быть основой только семейных дел. Даже в
домашнем хозяйстве появляется вс¸ больше изделий, которые не доступны здравому смыслу. Отстаивая
необходимость здравого смысла в жизни общества, необходимо осознать его недостаточность для совре-
менной жизни. На основе здравого смысла нельзя жить в современном обществе. Главной основой об-
щества теперь может быть только мышление, которого вс¸ больше не хватает в действиях не только на-
рода, но и его лидеров. Поэтому упование на здравый смысл вызывает протест: сам по себе здравый
смысл уже давно нежизненен. Классики науки давно уже доказали невозможность жить только здравым
рассудком. Маркс, например, писал о грубиянском характере «здравого человеческого смысла»
[102,Т.4,с.299].
Категории интеллект, мышление и некоторые другие не наполнены адекватным содержанием
современной наукой, остаются пустыми, бессодержательными. Ранее они обозначали одно и то же поня-
тие. Уже давно возникла потребность для «разведения», «разъединения» этих понятий, а соответственно
и значения этих слов. Возможны различные решения этой проблемы. (Прил., рис. 23, 24) и сказанное
здесь представляет всего лишь гипотезу.
Простые формы оперирования идеями, образами возникают на основе общественной жизни и
вполне достаточны для повседневной жизни. Интеллект представляет собой строго детерминированные
алгоритмы мыслительного оперирования понятиями, которые обеспечивают однозначное отображение
объекта всеми людьми. Именно это имеет место в частном факте интеллектуального отображения дейс-
Сознание
-----+----¬
воля
ум
--------+------
¬
нравы
менталитет
------+----¬
эрудиция
интеллект
|