Словники, словари, справочники, энциклопедии как правило рассчитаны на специалистов. Их,
во-первых, недостаточно для того, чтобы обеспечить всех обучаемых. К тому же, во-вторых, они
содержат много понятий, не являющихся всеобще употребительными и не столь нужных на начальных
стадиях обучения. В третьих, в этих пособиях дают обычно многословное раскрытие всех основных
значений слова, что делает их громоздкими и неудобными для многократной, систематической
проработки.
Философские словари, терминологические словари нужны не только начинающим
специалистам [см. 88,Т.51,с.272]. Они - важнейший элемент учебно-методических комплексов при
обучении всем наукам. Интеллектуализация общественной жизни предполагает качественное поднятие
роли категориального аппарата, обеспечивающего развитие мышления людей вообще, в том числе
логического и диалектического. Сейчас нет таких словарей, которые обеспечили бы легкое осмысление
категорий и сделали бы их нормой сознательного диалектического мышления.
Категории диалектического мышления многочисленны. Некоторые из них становятся
известными индивидам с детства. Другие используют весьма редко в связи с узким значением
отражаемых ими явлений диалектического мышления. Последние нужны специалистам. В связи с этим
следует выделить три группы категорий диалектического мышления.
все
познаваемые (пассивные)
обязательные (активные)
Минимальный состав категорий является фундаментом диалектического мышления. Он -
обязательный минимум для всех. Им необходимо владеть активно, что предполагает высокий уровень
освоения его. Необходимо использовать и другие категории, которые достаточно знать пассивно, т. е.
понимать их содержание при чтении текста и т.п.
В пособии отобран минимальный состав категорий логического и диалектического мышления.
Он является результатом разработки самоучителя диалектического мышления и входит в учебно
методический комплекс последнего [ТДМ]. Он может быть набором пассивно усваиваемых категорий
для начинающих и активно усвоенных категорий на более высоком уровне овладения диалектическим
мышлением.
В пособии приведены те значения слов, терминов, категорий, которые соответствуют
отстаиваемой в самоучителе диалектического мышления трактовке его. По сравнению с обычными
словарями, определения даны кратко, а их смысл соответствует теории сознательного диалектического
мышления.
Категории развиваются постоянно [88,Т.29,с.229], что обусловливает совершенствование
пособия. Прежде всего, следует вести поиск с целью более строгого установления перечня
(номенклатуры) категорий диалектического мышления, который обеспечивал бы овладение им.
Предлагаемый здесь набор категорий является исходным, и его необходимо обновлять. Предлагаемый
набор категорий не может трактоваться в качестве строго определенного и окончательного. Особое
значение имеют определения предлагаемых категорий. Развитие науки предполагает не столько
появление новых категорий, сколько уточнение содержания их трактовки. Главным детерминатором
содержания категорий должна стать соответствующая теория, в частности теория сознательного
диалектического мышления, что не отрицает ее собственной относительности, гипотетичности.
Содержание категорий раскрывают посредством их определений. Категории могут быть
определены различно, и каждое определение отражает отдельные стороны объекта [102,Т.12,с.732].
Все определения категорий ограничены и не отражают всех сторон объекта. Каждому объекту можно
дать несколько более или менее равнозначных определений. «Дефиниций может быть много, ибо
много сторон в предметах» [88,Т.29,с.216]. Для некоторых категорий установлен ряд устоявшихся
определений, другим не дают определений, а показывают их содержание описанием, перечислением
свойств обозначаемых объектов. Особенно опасны современные попытки определений, состоящие из
десятков слов, хотя в идеале достаточно двух слов. «Эклектическая погоня за полным перечнем всех
отдельных признаков и отдельных "фактов" ... бессмысленная попытка внести в общее понятие все
частные признаки единичных явлений» [88,Т.5,с.142].
«Дефиниции не имеют значения для науки, потому что они всегда оказываются недостаточными.
Единственно реальной дефиницией оказывается развитие самого существа дела, а это уже не есть
дефиниция. Для того, чтобы выяснить и показать, что такое жизнь, мы должны исследовать все формы
жизни и изобразить их в их взаимной связи». «Но для ОБЫДЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ краткое
указание наиболее общих и в то же время наиболее характерных отличительных признаков в так
|