Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 258 
Next page End  

Словники, словари, справочники, энциклопедии как правило рассчитаны на специалистов.  Их, 
во-первых, недостаточно для того, чтобы обеспечить всех обучаемых. К тому же, во-вторых, они
содержат много понятий, не  являющихся всеобще употребительными и не столь нужных на начальных
стадиях обучения.  В третьих, в этих пособиях дают обычно многословное раскрытие всех основных
значений слова, что делает их громоздкими и неудобными для многократной, систематической 
проработки. 
Философские словари,  терминологические  словари  нужны не только начинающим
специалистам [см. 88,Т.51,с.272].  Они - важнейший элемент  учебно-методических комплексов при
обучении всем наукам.  Интеллектуализация общественной жизни предполагает качественное поднятие
роли категориального аппарата,  обеспечивающего развитие мышления людей вообще, в том числе
логического и диалектического.  Сейчас нет таких словарей,  которые обеспечили бы легкое осмысление
категорий и сделали бы  их  нормой  сознательного диалектического мышления.
Категории диалектического мышления многочисленны. Некоторые из них становятся 
известными  индивидам с детства.  Другие используют весьма редко в связи с узким значением
отражаемых ими явлений диалектического мышления.  Последние нужны специалистам.  В связи с этим
следует выделить три группы категорий диалектического мышления.
                                         все 
                                          познаваемые (пассивные)
                                           обязательные (активные)
Минимальный состав категорий является фундаментом  диалектического мышления.  Он  -
обязательный минимум для всех.  Им необходимо владеть активно,  что предполагает высокий уровень
освоения его.  Необходимо использовать и другие категории, которые достаточно знать пассивно, т. е.
понимать их содержание при чтении текста и т.п.
В пособии отобран минимальный состав категорий логического  и диалектического мышления. 
Он является результатом разработки самоучителя диалектического мышления и входит  в  учебно
методический комплекс последнего [ТДМ]. Он может быть набором пассивно усваиваемых категорий
для начинающих и активно усвоенных категорий на более  высоком уровне овладения диалектическим
мышлением.
В пособии  приведены те значения слов,  терминов, категорий, которые соответствуют
отстаиваемой в самоучителе диалектического мышления  трактовке его.  По сравнению с обычными
словарями, определения даны кратко, а их смысл соответствует теории сознательного диалектического
мышления.
Категории развиваются постоянно [88,Т.29,с.229], что  обусловливает совершенствование
пособия.  Прежде всего,  следует вести поиск с целью более строгого установления перечня
(номенклатуры) категорий диалектического мышления,  который обеспечивал бы овладение им.
Предлагаемый здесь набор категорий является исходным, и его необходимо обновлять. Предлагаемый
набор категорий не может трактоваться в качестве строго определенного и окончательного.  Особое
значение имеют определения предлагаемых категорий.  Развитие науки предполагает не столько
появление новых категорий, сколько уточнение содержания их трактовки. Главным детерминатором
содержания категорий должна стать соответствующая теория, в частности теория сознательного
диалектического мышления,  что не  отрицает ее собственной относительности, гипотетичности.
Содержание категорий раскрывают посредством их определений.  Категории  могут  быть
определены различно,  и каждое определение отражает отдельные стороны объекта [102,Т.12,с.732]. 
Все определения категорий ограничены и не  отражают всех сторон объекта. Каждому объекту можно
дать несколько более или менее равнозначных определений.  «Дефиниций  может быть много,  ибо
много сторон в предметах» [88,Т.29,с.216]. Для  некоторых категорий  установлен ряд устоявшихся
определений,  другим не дают определений, а показывают их содержание описанием, перечислением
свойств обозначаемых  объектов.  Особенно  опасны современные попытки определений, состоящие из
десятков слов,  хотя в идеале достаточно двух слов.  «Эклектическая  погоня  за полным перечнем всех
отдельных признаков и отдельных "фактов" ... бессмысленная попытка внести в общее понятие все
частные признаки единичных явлений» [88,Т.5,с.142].
«Дефиниции не имеют значения для науки, потому что они всегда оказываются недостаточными. 
Единственно реальной дефиницией  оказывается развитие самого существа дела,  а это уже не есть
дефиниция. Для того, чтобы выяснить и показать,  что такое жизнь, мы должны исследовать все формы 
жизни и изобразить их в их взаимной связи».  «Но для ОБЫДЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ краткое
указание наиболее общих и в то же время  наиболее характерных  отличительных  признаков в так
Hosted by uCoz