Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 258 
Next page End  

Имеется много трудов классиков науки,  которые посвящены проблемам слов,  терминов,
категорий в научном познании мира. Важно использовать  работы Ф. Бэкона, «Опыт о человеческом
разумении» Д.  Локка,  особенно  его третью книгу  [91].
Адекватное использование категорий является важнейшим условием существования  самих наук
и овладения ими.  Энгельс специально обращал внимание в предисловии к «Капиталу»  Маркса  на 
значение  категорий [102,Т.23,с.31]. Ленин многократно показывал значение категориального аппарата  в 
научном  познании.  «Спорить  о  словах,  конечно,  не  умно...» [88,Т.30,с.33], «о словах мы спорить не
станем» [88.11.252]. Тем не менее без установления значения слов не может быть спора и даже простого
разговора: «... надо выяснить точно понятия, если хотеть вести дискуссию» [88,Т.30,с.93]. Не следует
спорить о словах, но нельзя спорить вообще, если не использовать адекватно слова.  Спор о словах
имеет важное значение ввиду того,  чтобы не допускать прикрытия этим  спором  реальных
противоречий  [102,Т.26,Ч.III,с.85].  При  «терминологической путанице неизбежна бессмыслица»
[102,Т.20,с.523].     «Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого, 
- писал В.Г. Белинский, - есть необходимое условие всякого истинного мышления,  ибо слова - суть
выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от
другого» [7].  Овладение словами,  терминами,  категориями является исходным мышления,  основой
интеллекта. «Мышление есть познание через понятия» [64,Т.3,с.102]. «Мы не можем мыслить  ни
одного предмета иначе как с помощью категорий; мы не можем познать ни одного мыслимого предмета
иначе как с  помощью созерцаний, соответствующих категориям» [64,Т.3,с.149].
«Наоборот, диалектическое мышление именно потому,  что  оно  имеет своей  предпосылкой 
исследование  природы  самих понятий,  - возможно только для человека» [102,Т.20,с.537]
Отстаивая адекватное использование категорий, следует иметь в виду тот факт, что всегда
относительно их использование, т. е. имеет место некоторая неопределенность в их трактовке, 
высказанная Руссо: «Занимаясь сочинительством, я сотни раз думал, что в длинном произведении
невозможно  употреблять  слова всегда в одном и том же значении.  Ни в одном языке нет стольких
терминов,  оборотов и фраз, сколько потребно, чтобы выразить все оттенки нашей мысли. Давать
определение каждому понятию и всегда ставить это определение на  место  определяемого  слова
невозможно, ибо в таком случае не избежать замкнутого круга. Определения были бы хороши,  если бы
сами не состояли из слов.  Тем не менее я уверен,  что  несмотря на бедность нашего языка,  мы можем
изъясняться понятно,  даже если будем употреблять одни и те же слова в разных значениях;  для  этого
нужно только одно:  чтобы соседние слова проясняли смысл многозначного слова,  а период,  в который
оно включено,  служил своего рода определением» [164,с.79].
Овладение словами происходит постепенно.  Первоначально их воспринимают пассивно,  без
понимания их содержания или на основе контекстуального восприятия их значения [106,с.4].  Затем 
происходит  обогащение знания содержания используемых слов и активное пользование ими. 
Овладение словами происходит всю жизнь ввиду  появления  новых  слов  или  придания  нового 
значения  традиционным словам. Средством этому служат многообразные издания - словники,  словари,
справочники, энциклопедии, учебные пособия, тезаурусы и т.п.
При овладении наукой необходимо специально  обращать  внимание  на восприятие, усвоение и
понимание используемых слов, терминов и категорий или на тезаурус своей профессии. К сожалению,
педагогика скорее игнорирует  этот  аспект обучения и пока нет системы дидактических пособий, 
которая обеспечивала бы продуктивность овладения словами, терминами,  категориями [184].  Такое
положение сложилось и при  развитии интеллекта вообще, диалектического мышления в частности.                
                           Терминология
   
--------+------T-------¬
 
               словники 
    словари 
  глоссарии 
  тезаурусы
Словники - списки слов,  словосочетаний и т.п. [120].  Их обычно составляют филологи, 
лингвисты.  Словари разрабатывают специалисты соответствующих наук.  В них указывают не только
перечни слов, но и их определения. Подготовлены различные типы словарей, в том числе
дидактические, терминологические стандарты. Глоссарии - тематические, специализированные словари. 
Тезаурусы - систематизированные глоссарии,  система  слов определенных профессий.
Помогают овладевать  словами,  терминами и категориями  различные  формы учебных пособий, 
особенно в тех случаях,  когда в  тексте выделяют слова или  дают их перечень по темам, разделам.
Предтечей словарей по интеллектике можно считать словарь, приписываемый Платону. Факт его
составления до нашей эры свидетельствует о понимании важности словарей для развития  способностей
людей.
Hosted by uCoz