Имеется много трудов классиков науки, которые посвящены проблемам слов, терминов,
категорий в научном познании мира. Важно использовать работы Ф. Бэкона, «Опыт о человеческом
разумении» Д. Локка, особенно его третью книгу [91].
Адекватное использование категорий является важнейшим условием существования самих наук
и овладения ими. Энгельс специально обращал внимание в предисловии к «Капиталу» Маркса на
значение категорий [102,Т.23,с.31]. Ленин многократно показывал значение категориального аппарата в
научном познании. «Спорить о словах, конечно, не умно...» [88,Т.30,с.33], «о словах мы спорить не
станем» [88.11.252]. Тем не менее без установления значения слов не может быть спора и даже простого
разговора: «... надо выяснить точно понятия, если хотеть вести дискуссию» [88,Т.30,с.93]. Не следует
спорить о словах, но нельзя спорить вообще, если не использовать адекватно слова. Спор о словах
имеет важное значение ввиду того, чтобы не допускать прикрытия этим спором реальных
противоречий [102,Т.26,Ч.III,с.85]. При «терминологической путанице неизбежна бессмыслица»
[102,Т.20,с.523]. «Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого,
- писал В.Г. Белинский, - есть необходимое условие всякого истинного мышления, ибо слова - суть
выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от
другого» [7]. Овладение словами, терминами, категориями является исходным мышления, основой
интеллекта. «Мышление есть познание через понятия» [64,Т.3,с.102]. «Мы не можем мыслить ни
одного предмета иначе как с помощью категорий; мы не можем познать ни одного мыслимого предмета
иначе как с помощью созерцаний, соответствующих категориям» [64,Т.3,с.149].
«Наоборот, диалектическое мышление именно потому, что оно имеет своей предпосылкой
исследование природы самих понятий, - возможно только для человека» [102,Т.20,с.537]
Отстаивая адекватное использование категорий, следует иметь в виду тот факт, что всегда
относительно их использование, т. е. имеет место некоторая неопределенность в их трактовке,
высказанная Руссо: «Занимаясь сочинительством, я сотни раз думал, что в длинном произведении
невозможно употреблять слова всегда в одном и том же значении. Ни в одном языке нет стольких
терминов, оборотов и фраз, сколько потребно, чтобы выразить все оттенки нашей мысли. Давать
определение каждому понятию и всегда ставить это определение на место определяемого слова
невозможно, ибо в таком случае не избежать замкнутого круга. Определения были бы хороши, если бы
сами не состояли из слов. Тем не менее я уверен, что несмотря на бедность нашего языка, мы можем
изъясняться понятно, даже если будем употреблять одни и те же слова в разных значениях; для этого
нужно только одно: чтобы соседние слова проясняли смысл многозначного слова, а период, в который
оно включено, служил своего рода определением» [164,с.79].
Овладение словами происходит постепенно. Первоначально их воспринимают пассивно, без
понимания их содержания или на основе контекстуального восприятия их значения [106,с.4]. Затем
происходит обогащение знания содержания используемых слов и активное пользование ими.
Овладение словами происходит всю жизнь ввиду появления новых слов или придания нового
значения традиционным словам. Средством этому служат многообразные издания - словники, словари,
справочники, энциклопедии, учебные пособия, тезаурусы и т.п.
При овладении наукой необходимо специально обращать внимание на восприятие, усвоение и
понимание используемых слов, терминов и категорий или на тезаурус своей профессии. К сожалению,
педагогика скорее игнорирует этот аспект обучения и пока нет системы дидактических пособий,
которая обеспечивала бы продуктивность овладения словами, терминами, категориями [184]. Такое
положение сложилось и при развитии интеллекта вообще, диалектического мышления в частности.
Терминология
--------+------T-------¬
словники
словари
глоссарии
тезаурусы
Словники - списки слов, словосочетаний и т.п. [120]. Их обычно составляют филологи,
лингвисты. Словари разрабатывают специалисты соответствующих наук. В них указывают не только
перечни слов, но и их определения. Подготовлены различные типы словарей, в том числе
дидактические, терминологические стандарты. Глоссарии - тематические, специализированные словари.
Тезаурусы - систематизированные глоссарии, система слов определенных профессий.
Помогают овладевать словами, терминами и категориями различные формы учебных пособий,
особенно в тех случаях, когда в тексте выделяют слова или дают их перечень по темам, разделам.
Предтечей словарей по интеллектике можно считать словарь, приписываемый Платону. Факт его
составления до нашей эры свидетельствует о понимании важности словарей для развития способностей
людей.
|