[88,Т.29,с.85]. Категории имеют важное значение для науки. В современной науке их много и их число
растет. Для их выявления необходимо логически и диалектически обрабатывать трактовки объектов,
строить теории и находить «предельно широкие понятия» [88,Т.18,с.149], которые нельзя определить
как все остальные (через род и вид). Пока это недостижимая цель, хотя она и может быть более или
менее быстро осуществлена при определенных условиях.
Традиционно категориями называют основные, специфические термины каждой теории. Это
более широкая трактовка смысла категорий. КАТЕГОРИЗАЦИЯ терминов представляет переход к более
развитой форме понятий объектов. Категория это обозначение понятий объектов на основе теории.
Понятия, обозначенные категориями, детерминированы не просто определениями, а теориями объектов.
Категоризация терминов ведет к ограничению их значения тем смыслом, который соответствует данной
теории. Развитие исследований предполагает обработку понятий с тем, чтобы они более
соответствовали единому, теоретическому пониманию объекта. Исследователи, образно говоря,
«каменотесы науки», задача которых состоит в том, чтобы обтесать, обломать человеческие понятия
[88,Т.29,с.131] с целью превращения их в элементы единой теоретической науки, на основе которой
формируется мировоззрение индивидов. Только большое число специально обработанных общих
понятий дает конкретное объяснение объекта в его полноте [88,Т.29,с.252], т.е. происходит переход от
слов к терминам и категориям как трем уровням научного восприятия объектов.
Стены из камня
-----------+-----------¬
необработанного
подобранного
пиленного
Различие слов, терминов и категорий можно показать с помощью следующей аналогии. На
постройку каменных стен требуются камни, которые в разной мере соответствуют потребностям
строительства стены. На основе случайно набранных камней, валунов и т.п. можно сложить стену
только при дополнительной их обработке - разбивая некоторые, отбрасывая другие. При этом стена
будет разнородной по величине ее составных элементов. Легче сложить стену, которая будет выглядеть
эстетичней, будет прочней при использовании специально подобранных камней, обработанных и т.п.
И еще качественней она будет в том случае, если на ее постройку использован специально пиленный
камень определенной формы. Во всех случаях строительства стены сам строительный материал
может быть различного качества, что и определит качество стены. Соответственно слова, термины и
категории представляют три уровня отображений объектов в уме людей, с помощью которых они
познают объекты. Из них категориями называют высший уровень познания объектов, с помощью
которого составляют теоретическую картину объекта.
Одно и то же слово имеет разное значение для
людей: для одних оно оказывается просто словом, для
других оно термин, а для третьих - категория.
Употребляя слово, мы не знаем как его воспринимает
слушатель, а поэтому мы и не знаем всегда «как наше
слово отзовется» (Ф.И. Тютчев).
Неодинаковое владение словами, терминами, категориями является причиной многих
конфликтов между людьми. Это отмечал, в частности, Ф. Бэкон: «Но тягостнее всех идолы площади,
которые проникают в разум вместе со словами и именами. Люди верят, что их разум повелевает
словами. Но бывает и так, что слова обращают свою силу против разума» [17,Т.2,с.25]. «Неверное
употребление слов - причина серьезных заблуждений» [91,Т.1,с.569]. В связи с этим «... те, КТО
СЕРЬЕЗНО желает ИСКАТЬ или отстаивать ИСТИНУ, должны считать своим долгом изучить способы,
как избавиться от неясности, сомнительности, двусмысленности, которые, естественно, бывают в
словах при отсутствии надлежащего внимания» [91,Т.1,с.569].
«Несомненно, что те, кто намерен участвовать в беседе, должны сколько-нибудь понимать
друг друга. Если это не достигается, то как можно беседовать друг с другом? Поэтому каждое слово
должно быть понятно и обозначать что-то, и именно не многое, а только одно; если же оно имеет
несколько значений, то надо разъяснять, в каком из них оно употребляется» [8,Т.1,с.180].
Сознание
----+----
¬
ум
разум
рассудок
-----+-----¬
думанье
мышление
|