Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 258 
Next page End  

овладевает в среднем 20000 слов [120].  Ребенок за день выучивает 10 слов [13].  Особенно активно
происходит  овладение  словами  в процессе  обучения,  составляя  его основу.  «Главное средство
всякого обучения есть "слово"...» [195,с.39].
Словарь первобытного человека составлял всего 200 слов[20]. Простые формы труда сейчас
предполагают знание  2000-3000  слов.  Крестьянин  в 45-50 лет использует активно 2.5 тысячи слов,  а
знает 5000 слов [165].  Сложные профессии исследователей требуют знания десятков  тысяч  слов, что 
всегда  значительно  меньше всего объема словаря развитых языков, достигающего ста тысяч.
                         Мизология 
  мизантропия
Ненависть к слову (логике, науке) лежит в основе ненависти к людям - эта  идея была высказана 
еще Сократом и акцентируется многими достойными людьми современности.
Сократ осознал недостаточность понимания людьми обыденных слов.  В связи с этим он
постоянно ставил перед ними вопрос «Что это?» к каждому явлению.  Как ни парадоксально,  но и
сегодня даже профессионалы не знают истинного значения большого числа слов.  
Большинство населения (70%) знает точное содержание только 30% используемых ими слов,  а
поэтому часто  наблюдается взаимное непонимание людей.  Неточное знание значения слов
исследователями ведет к полемикам, заблуждениям.  Никакой науки невозможно без  адекватного 
словарного  запаса исследователя и образованного человека вообще.
Научное познание действительности нуждается в языке,  представляющем систему слов и правил
оперирования ими. Развитие способности научного познания действительности предполагает овладение
словами,  терминами  и категориями,  а также приемами вербального моделирования на их основе
познаваемых объектов.
  Синонимы - слова, называющие одно понятие (объект)
  Омоним   -   название одним словом разных понятий
  Антонимы - слова с противоположным значением
  Паронимы - слова близкие по звучанию (написанию), разные по  значению
  Акронимы -  слова, образованные с помощью соединения  слов,  пропадания в них отдельных звуков.   
(например,  спасибо  =  спаси бог)
  Метонимы -  (метафора) образное значение слов («зал» встал) 
Существуют и иные слова: псевдонимы, анонимы, топонимы и т.п.
Сократ, Платон  показали  незнание  людьми  многих обыденных слов. Сократизм состоит в том, 
чтобы выяснить строгое значение используемых слов.  Для этого надо научиться мыслить. Сократ и
Платон поставили эту проблему, и все их последователи внесли свой вклад в ее решение, но проблема
даже не осознана  адекватно современной наукой.  Прежде всего следует осознать  возникновение слов
науки, которые называют терминами.
ТЕРМИНЫ представляют общенаучные слова, имеющие более строгое значение по сравнению
со словами повседневного языка. При научном познании объектов используют многие термины.
Значение терминов обычно устанавливают на основе словарей,  справочников,  учебников и т.д.
Обычные слова полисемичны  (являются омонимами) - ими обозначают многие объекты. Превращение
слов в термины называют терминацией [30], что происходит  посредством определения [132,с.33].  В
таком случае не отрицают все остальные значения слов,  но в научном  их  использовании  исходят  из
строго определенного их значения. При терминировании слова формулируют более строго его значение,
раскрывают его содержание и объем обозначаемого им понятия. В результате ограничивают значение
слова. Тем не менее многие термины многозначны.  Ограничение значения термина происходит обычно
на основе контекста.  Тем не менее не всегда это происходит достаточно определенно и требует больших
затрат труда при обучении.
КАТЕГОРИИ представляют более высокий уровень  обозначения  понятий объектов.  С 
древности в трактовке категорий нет однозначного смысла, что свидетельствует об относительности
науки и нерешенных  ею  проблемах. До настоящего времени сохраняется трактовка категорий в том
смысле,  который утвердил Аристотель.  Аристотель называл категориями предельные, исходные,
неопределяемые понятия (первопонятия). Число таких категорий было ограничено Аристотелем
десятью.  Их смысл устанавливают не  через общие понятия,  а объяснением соответствующих аспектов
действительности на основе менее общих понятий.  «Пределом обобщения является КАТЕГОРИЯ,  т.е. 
наиболее общее понятие, для которого уже не существует рода ...» [104,с.23]. Категории - отвлеченные,
идеальные выражения общественных отношений [102,Т.27,с.408-409]. «Инстинктивный человек,
дикарь, не выделяет себя из природы.  Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки
выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие  познавать  ее  и овладевать ею»
Hosted by uCoz