Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 258 
Next page End  

объем                         (значение)
обеспечивающие осуществление начального этапа лозунга «Познай себя». Любое познание объекта 
начинается с освоения слов. 
Для этого надо систематически прорабатывать  (не зубрить) словарь с тем, чтобы вжиться в
содержание этих понятий. Они относительны и поэтому надо использовать и другие словари, помня что
и в них нет истины в каждом конкретном случае. Более плодотворно использовать компьютерные тесты
по этому словарю (Примеч. п. 1). 
Концептуальное познание представляет собой освоение понятий,  посредством которых осознают
объект. Это - исходная и базовая, перманентная ступень познания.  На ее основе познают теории, 
написанные с  помощью данных понятий. Высшей формой познания является развитие способности
мыслить и самому строить теории.
Чувственное познание мира людьми происходит посредством  формирования образов,
представлений. Оно является исходным и сохраняет значение в течении всей жизни индивидов. В то же
время оно недостаточно для современной жизни людей.  На его основе возникло понятийное  отражение
мира людьми на основе мышления.
Представления превращаются в понятия [22,Т.1,с.84].
Понятия есть слепки отражаемых объектов
[88,Т.29,с.330]. «Переработка созерцания и
представлений в понятия» [102,Т.46,Ч.1,с.38] является
делом теоретика,  создающего логико-диалектическую
модель познаваемого объекта.  «Понять значит выразить в форме понятий» [88,Т.29,с.231] объект. В
понятии своеобразно, диалектически отражается природа [см. 88,Т.29,с.257]. Понимание объектов на
основе понятий есть предварительное условие общения людей, совместной их деятельности.  «Но надо
выяснить точно понятия, если хотеть вести дискуссию» [88,Т.30,с.93].  Прежде всего следует понять
сущность  понятий  вообще. Эта  проблема возникла в древности и не разрешена до настоящего
времени. И сегодня сохраняются разные мнения по поводу сущности понятий вообще.
Понятия объектов представляют высший продукт мозга,  высшего  продукта материи [см.
88,Т.29,с.149]. Понятия сохраняют преемственность по отношению к  им предшествующим идеям -
образами, представлениями. Они отличаются от них дискретностью,  определенностью,
детерминированностью. Понятия возникают по мере перехода к теоретическому познанию 
действительности. 
«Прежде всего научись каждую вещь называть своим
именем»  (Пифагор). Имена понятий представляют их обозначения.
«Имена имеют значение в силу соглашения, ведь от природы
нет никакого имени» [9,Т.2,с.94]. Надо не просто овладеть знаком  - 
умением его изображать,  произносить,  писать и т.п.,  но и знать
его смысл и  значение.  Смысл знака состоит в тех свойствах,
которые имеются в виду при его использовании - содержании
обозначаемого им понятия.  Значением знака является обозначенный объект реальности - объем
обозначаемого понятия.
Между именем, содержанием и объемом понятия могут быть несоответствия  (противоречия). 
Содержание  и объем понятий устанавливают с помощью определений и главным образом на основе
теории объекта.
Имена идей, образов, представлений и понятий бывают различными:
         знаки
  слова 
   термины 
  категории.
            (вокализация - вербализация - терминация - категоризация)
Жесты, позы, телодвижения, звуки    и т.п.  используют для названия идей. Основными именами
являются слова. Люди познают некоторые объекты без знания  обозначающих  их слов. Обозначение
имен объектов называют вербализацией [132,с.17].   При объяснении объектов используют многие слова
повседневной жизни, значение которых детерминировано здравым рассудком,  повседневным
представлением о называемых объектах.  Восприятие простых слов не нуждается  в специальных
пособиях. Последние нужны для познания обыденных слов тем, кто изучает объект на неродном языке.
В таком случае рациональнее просто увидеть объект,  который назван данным словом с тем,  чтобы
осознать значение слова.
Овладение словами  начинается  в детстве и продолжается всю жизнь. До полутора лет ребенок
усваивает в среднем от 30 до 100 слов, к концу второго  года  употребляет  до 300 слов,  а к концу
третьего года - до 1500 слов [140,с.129].  Семилетний ребенок знает 3000 слов [165],  а  всего школьник
                           идеи
  
-------+------¬
 
образы
представления 
 
понятия
         понятия
      ---+--¬
имена 
  смысл
знака
    
---+--¬
  содержание
Hosted by uCoz