обеспечивающие осуществление начального этапа лозунга «Познай себя». Любое познание объекта
начинается с освоения слов.
Для этого надо систематически прорабатывать (не зубрить) словарь с тем, чтобы вжиться в
содержание этих понятий. Они относительны и поэтому надо использовать и другие словари, помня что
и в них нет истины в каждом конкретном случае. Более плодотворно использовать компьютерные тесты
по этому словарю (Примеч. п. 1).
Концептуальное познание представляет собой освоение понятий, посредством которых осознают
объект. Это - исходная и базовая, перманентная ступень познания. На ее основе познают теории,
написанные с помощью данных понятий. Высшей формой познания является развитие способности
мыслить и самому строить теории.
Чувственное познание мира людьми происходит посредством формирования образов,
представлений. Оно является исходным и сохраняет значение в течении всей жизни индивидов. В то же
время оно недостаточно для современной жизни людей. На его основе возникло понятийное отражение
мира людьми на основе мышления.
Представления превращаются в понятия [22,Т.1,с.84].
Понятия есть слепки отражаемых объектов
[88,Т.29,с.330]. «Переработка созерцания и
представлений в понятия» [102,Т.46,Ч.1,с.38] является
делом теоретика, создающего логико-диалектическую
модель познаваемого объекта. «Понять значит выразить в форме понятий» [88,Т.29,с.231] объект. В
понятии своеобразно, диалектически отражается природа [см. 88,Т.29,с.257]. Понимание объектов на
основе понятий есть предварительное условие общения людей, совместной их деятельности. «Но надо
выяснить точно понятия, если хотеть вести дискуссию» [88,Т.30,с.93]. Прежде всего следует понять
сущность понятий вообще. Эта проблема возникла в древности и не разрешена до настоящего
времени. И сегодня сохраняются разные мнения по поводу сущности понятий вообще.
Понятия объектов представляют высший продукт мозга, высшего продукта материи [см.
88,Т.29,с.149]. Понятия сохраняют преемственность по отношению к им предшествующим идеям -
образами, представлениями. Они отличаются от них дискретностью, определенностью,
детерминированностью. Понятия возникают по мере перехода к теоретическому познанию
действительности.
«Прежде всего научись каждую вещь называть своим
именем» (Пифагор). Имена понятий представляют их обозначения.
«Имена имеют значение в силу соглашения, ведь от природы
нет никакого имени» [9,Т.2,с.94]. Надо не просто овладеть знаком -
умением его изображать, произносить, писать и т.п., но и знать
его смысл и значение. Смысл знака состоит в тех свойствах,
которые имеются в виду при его использовании - содержании
обозначаемого им понятия. Значением знака является обозначенный объект реальности - объем
обозначаемого понятия.
Между именем, содержанием и объемом понятия могут быть несоответствия (противоречия).
Содержание и объем понятий устанавливают с помощью определений и главным образом на основе
теории объекта.
Имена идей, образов, представлений и понятий бывают различными:
знаки
слова
термины
категории.
(вокализация - вербализация - терминация - категоризация)
Жесты, позы, телодвижения, звуки и т.п. используют для названия идей. Основными именами
являются слова. Люди познают некоторые объекты без знания обозначающих их слов. Обозначение
имен объектов называют вербализацией [132,с.17]. При объяснении объектов используют многие слова
повседневной жизни, значение которых детерминировано здравым рассудком, повседневным
представлением о называемых объектах. Восприятие простых слов не нуждается в специальных
пособиях. Последние нужны для познания обыденных слов тем, кто изучает объект на неродном языке.
В таком случае рациональнее просто увидеть объект, который назван данным словом с тем, чтобы
осознать значение слова.
Овладение словами начинается в детстве и продолжается всю жизнь. До полутора лет ребенок
усваивает в среднем от 30 до 100 слов, к концу второго года употребляет до 300 слов, а к концу
третьего года - до 1500 слов [140,с.129]. Семилетний ребенок знает 3000 слов [165], а всего школьник
идеи
-------+------¬
образы
представления
понятия
понятия
---+--¬
имена
смысл
знака
---+--¬
содержание
|